Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ДГ «Об установлении земельного налога»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ДГ
«Об установлении земельного налога»

« 07 »  июня 2018 г.                                                 № 01-17-35/КСП

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005  № 505-III ДГ «Об установлении земельного налога» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается поэтапно увеличить налоговые ставки по отдельным видам разрешенного использования земельных участков, а также уточнить перечень физических лиц, частично освобождаемых от уплаты земельного налога. Данные изменения вступят в силу с 1 января 2019 года.

По результатам экспертизы установлено следующее.

1. Проект решения подготовлен на основании решения рабочей группы[1] (протокол № 2 от 04.04.2018) во исполнение Плана мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и муниципального долга бюджета городского округа город Сургут[2]. Данный план разработан в целях реализации Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов[3]. Указанными направлениями предусмотрены мероприятия по оптимизации налоговых льгот и проведению анализа поступлений местных налогов по установленным ставкам для формирования предложений по их уточнению в целях избежания роста выпадающих налогов и наращивания доходного потенциала.

2.Проектом решения предлагается увеличить ставки по земельному налогу равными долями за два бюджетных цикла (6 лет) до предельных размеров, установленных статьей 394 Налогового кодекса РФ:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса[4]  или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

— ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В качестве обоснования к проекту решения представлена информация об изменении поступлений от уплаты земельного налога на 1 кв.м земельного участка с учетом поэтапного повышения налоговых ставок. В ходе экспертизы финансовым органом направлены дополнительные материалы к проекту решения. По расчету департамента финансов в результате изменения налоговых ставок ожидаемый эффект в виде дополнительных поступлений по земельному налогу составит:

— в 2019 году в сумме 27 432,5 тыс. рублей;

— в 2020 году – 74 517,9 тыс. рублей;

— в 2021 году – 120 608,2 тыс. рублей.

3. Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ[5] внесены изменения в  пункт 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ в части:

— изменения порядка уменьшения налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков, а именно уменьшение на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, вместо ранее фиксированной суммы 10 000 рублей при прочих равных условиях;

— расширения перечня льготной категории налогоплательщиков, а именно в льготную категорию включены пенсионеры, получающие пенсию, назначаемую «в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание».

Пунктом 5.3 решения городской Думы № 505-III ДГ предусмотрено освобождение пенсионеров от уплаты налога в размере 50% в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, гаражей и не используемых в предпринимательской деятельности.

Поскольку пенсионеры как льготная категория предусмотрены Налоговым кодексом РФ, то в целях исключения дублирования данная льготная категория может быть исключена из решения городской Думы № 505-III ДГ, что и предусмотрено данным проектом решения.

Справочно, в 2017 году льготой по оплате земельного налога в размере 50% воспользовались 8 197 пенсионеров на общую сумму 1 849,3 тыс. рублей[6]. В настоящее время в ИФНС по г. Сургуту отсутствуют сведения о влиянии изменения порядка расчета налоговой базы, уточнения категорий налогоплательщиков на совокупный объем поступлений по земельному налогу[7]. В связи с чем, рассчитать прогнозную сумму выпадающих доходов вследствие предоставления льгот пенсионерам не представилось возможным.

4.Срок вступления в силу проекта решения с 01.01.2019 соответствует пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ.

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Думе города рассмотреть проект решения «О внесении изменения в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ДГ «Об установлении земельного налога» с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.

 

 

И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты города                                И.А. Дубровина

 

 

 

 

Бережная Лариса Александровна
52-83-63
Ромаданова Алла Петровна
52-81-76

 


[1] Рабочая группа по подготовке предложений по изменению налоговых ставок по местным налогам.

[2] Распоряжение Администрации города от 29.12.2017 № 2425 «О мерах по реализации решения Думы города от 26.12.2017 № 205-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019- 2020 годов» и постановления Администрации города от 12.10.2017 № 8786 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов».

[3] Постановление Администрации города от 12.10.2017 № 8786 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов».

[4] За исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

[5] Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[6] Письма ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры от 28.02.2018 № 17-01/05987, от 12.04.2018 № 18-24/10361.

[7] Информация о прогнозном объеме выпадающих доходов с учетом изменений, установленных статьей 391 Налогового кодекса РФ и рассматриваемым проектом решения, должна быть представлена главным администратором доходов (ИФНС по г. Сургуту) к проекту бюджета города на 2019-2021 годы.