Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут»

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ
«О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут»

 

« 07 »  июня 2018 г.                                                 № 01-17-36/КСП

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается увеличить ставку налога на имущество физических лиц, установленную в размере 0,1%, до 0,2%, а также уточнить перечень льготных категорий налогоплательщиков. Данные изменения вступят в силу с 01 января 2019 года.

По результатам экспертизы установлено следующее.

1. Проект решения подготовлен на основании решения рабочей группы[1] (протокол № 2 от 04.04.2018) во исполнение Плана мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и муниципального долга бюджета городского округа город Сургут[2]. Данный план разработан в целях реализации Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов[3]. Указанными направлениями предусмотрены мероприятия по оптимизации налоговых льгот и проведению анализа поступлений местных налогов по установленным ставкам для формирования предложений по их уточнению в целях избежания роста выпадающих налогов и наращивания доходного потенциала.

2. Проектом решения предлагается увеличить ставку налога на имущество физических лиц с 0,1% до 0,2% в отношении объектов[4], предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ.

Такое увеличение не является максимальным, поскольку согласно пункту 3  статьи 406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи (0,1%), могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, то есть могут быть увеличены до 0,3%.

В составе материалов к проекту решения представлена информация об изменении поступлений от уплаты налога на имущество физических лиц.  В ходе экспертизы финансовым органом направлены дополнительные материалы к проекту решения. Учитывая особенности налогового законодательства, сроки начисления и оплаты налога по новым ставкам за 2019 год наступают в 2020 году. По расчету департамента финансов в результате изменения налоговой ставки ожидаемый эффект в виде дополнительных поступлений по налогу на имущество физических лиц, начиная с 2020 года, составит по 52 693 тыс. рублей ежегодно.

3. Проектом решения предлагается уточнить перечень льготных категорий, а именно вместо предоставления льгот таким категориям как «обучающиеся по очной форме студенты (курсанты) профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования» и «несовершеннолетние лица» предлагается предоставлять льготы «социально незащищенным слоям населения[5] – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования».

Согласно представленной информации[6] в результате исключения указанных льготных категорий дополнительные доходы бюджета в 2018 году прогнозируются в объеме 5 366,7 тыс. рублей. Информация об объеме выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования отсутствует.

Справочно, в 2017 году льготой по оплате налога на имущество физических лиц в размере 100% воспользовались 503 обучающихся по очной форме на общую сумму 122,4 тыс. рублей и 19 337 несовершеннолетних детей на общую сумму 3 635,0 тыс. рублей[7], что в целом составило 70,5% общей суммы предоставленных льгот по решению Думы города № 601-V ДГ.

4. Срок вступления в силу проекта решения с 01.01.2019 соответствует пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ.

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает Думе города рассмотреть проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут» с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.

И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты города                               И.А. Дубровина

Бережная Лариса Александровна
52-83-63

Ромаданова Алла Петровна
52-81-76


[1] Рабочая группа по подготовке предложений по изменению налоговых ставок по местным налогам.

[2] Распоряжение Администрации города от 29.12.2017 № 2425 «О мерах по реализации решения Думы города от 26.12.2017 № 205-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019- 2020 годов» и постановления Администрации города от 12.10.2017 № 8786 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов».

[3] Постановление Администрации города от 12.10.2017 № 8786 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов».

[4] — жилых домов, квартир, комнат;

— объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

— единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;

— гаражей и машино-мест;

— хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

[5] Протокол № 2 от 04.04.2018 заседания рабочей группы по подготовке предложений по изменению налоговых ставок по местным налогам.

[6] Письмо ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры от 20.10.2017 исх.№ 17-01/27083.

[7] Письма ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры от 28.02.2018 № 17-01/05987, от 12.04.2018 № 18-24/10361.