Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ
«О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов»

« 06 » сентября 2018 г.                                         №   01-17-48/КСП

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со ст. 44 Устава города, ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате города, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (с изменениями), на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов» (далее – проект решения).

По результатам экспертизы установлено следующее.

Проектом решения предлагается продлить срок действия решения Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов» (далее – решение Думы города № 404-V ДГ) на 2019 год и обеспечить финансирование дополнительной меры социальной поддержки детей-инвалидов, предоставляемой в форме санаторно-курортного лечения, за счёт средств местного бюджета.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) санаторно-курортное лечение относится к одному из основных направлений реабилитации инвалидов.

Согласно п. 3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, санаторно-курортное лечение включено в федеральный перечень реабилитационных мероприятий.

К компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится, в том числе, установление общих принципов организации и осуществления реабилитации инвалидов (п. 4 ст. 4 Закона № 181-ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 5 Закона № 181-ФЗ).

Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование дополнительных мер социальной поддержки не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п. 48 ч. 2 ст. 31 Устава города установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.

Согласно п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в соответствии с п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете.

Финансово-экономическое обоснование к проекту решения представлено в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Евпаторийский военный детский клинический санаторий» Министерства обороны РФ (город Евпатория, республика Крым). Согласно пояснительной записке к проекту решения данный санаторий – «единственное учреждение в Российской Федерации, в котором проводится единый цикл лечения и реабилитации (оперирование – этапное гипсование – восстановление). Дополнительным фактором, влияющим на эффективность лечения, служит климатотерапия, основной эффект которой выражается в отсутствии спастичности мышц. В связи с тем, что учреждение санаторного типа, то данные виды услуг оказываются в форме санаторно-курортного лечения и оформляются в виде путёвок».

В бюджете города на 2018 год расходы, связанные с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки детей-инвалидов в форме санаторно-курортного лечения, предусмотрены в объёме 8 437 500,00 рублей [1]. С целью реализации рассматриваемого проекта решения департамент образования Администрации города (далее – ДО) предлагает в бюджете города на 2019 год предусмотреть средства в сумме 8 395 302,00 рублей (фактический размер расходов 2018 года на оказание услуг по организации санаторно-курортного лечения детей-инвалидов согласно данным контракта от 09.04.2018 № 32/18).

Согласно представленным расчетам указанная сумма позволит в 2019 году приобрести 45 санаторно-курортных путёвок по типу «Мать и дитя» для лечения и реабилитации детей-инвалидов продолжительностью пребывания по 1 путёвке 28 дней. Стоимость 1 путёвки в 2019 году также планируется на уровне фактической стоимости путёвки в 2018 году и составляет 186 562,26 рублей.

Согласно сведениям ДО на средства бюджета, запланированные для этих же целей, было предоставлено:

— в 2016 году — 32 путёвки детям-инвалидам (законными представителями детей-инвалидов было подано 44 заявления);

— в 2017 году – 32 путёвки (ДО принято 47 заявлений);

— в 2018 году – 45 путёвок (ДО принято 51 заявление).

Представленная информация свидетельствует о том, что в период с 2016 по 2018 годы у детей-инвалидов, проживающих в Сургуте, имелась потребность в данных путёвках, при этом фактическое обеспечение заявленной потребности составило 73% в 2016 году, 68% в 2017 году и 94% в 2018 году.

Следует отметить, что в соответствии с Соглашением от 13.03.2018 № 21 [2], заключенным между департаментом финансов ХМАО-Югры и муниципальным образованием ХМАО-Югры городской округ город Сургут, предусмотрена обязанность муниципального образования город Сургут «не принимать с 01.01.2018 года решения по установлению новых расходных обязательств, не связанных в решением вопросов, отнесённых Конституцией РФ, федеральными законами, законами ХМАО-Югры к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления».

Таким образом, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты                                             В.И. Жуков

 

Бузорина Н.М.
52-81-68

 


[2] Соглашение от 13.03.2018 № 21 о мерах по обеспечению сбалансированности местного бюджета, включающих меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Сургут на 2018 год (далее – Соглашение от 13.03.2018 № 21).