Заключение на проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки
по оплате содержания жилых помещений»

«17» сентября 2018 г.                                                  № 01-17-55/КСП

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений» (далее – проект решения).

Рассматриваемым проектом решения предлагается установить за счет средств местного бюджета дополнительную меру социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений с 01.01.2019 по 31.12.2019.

По результатам экспертизы установлено следующее.

1. Проектом решения предлагается предоставить за счёт средств местного бюджета дополнительную меру социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений путём снижения размера платы за содержание жилых помещений следующим отдельным категориям граждан:

— нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в многоквартирных, жилых домах, в которых все жилые помещения (100%) принадлежат на праве собственности муниципальному образованию, а также для проживающих в приспособленных для проживания строениях, с учётом соответствующего адресного перечня многоквартирных, жилых домов, утверждаемого муниципальным правовым актом Администрации города;

— гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирных, жилых домов и приспособленных для проживания строениях с водоотведением при наличии местных локальных очистных сооружений (септиков), находящихся на придомовой территории;

— гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирных, жилых домов с дворовыми туалетами, находящимися на придомовой территории.

Согласно проекту решения размер снижения (в процентах к установленным размерам платы) предполагается установить в диапазоне от 13 до 84 процентов в зависимости от вида жилищного фонда.

2. Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В соответствии с пунктом 48 части 2 статьи 31 Устава города [1] установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города. При этом, финансирование дополнительных мер социальной поддержки не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С целью отражения сути и содержания проекта решения предлагаем уточнить его наименование и изложить, например, в следующей редакции «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде снижения размера платы за содержание жилых помещений отдельным категориям граждан».

3. Согласно статье 86 Бюджетного кодекса РФ принятие рассматриваемого проекта решения повлечёт возникновение в 2019 году нового расходного обязательства муниципального образования город Сургут.

Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктами д), и) подраздела 3.1.2 раздела 3 Соглашения [2] муниципальному образованию запрещается принимать с 01.01.2018 решения по установлению новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесённых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления, а также устанавливать новые расходные обязательства без учёта оценки финансовых возможностей местного бюджета, оценки ожидаемого экономического эффекта от их принятия.

Принятие муниципальных правовых актов в нарушение условий Соглашения может повлечь за собой приостановление (сокращение) предоставляемой из бюджета автономного округа дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Отметим, что решением Думы города от 26.12.2017 № 205-VI ДГ [3] на 2019 год предусмотрена дотация из бюджета автономного округа в сумме 96 579,8 тыс. рублей.

4. Статьёй 83 Бюджетного кодекса РФ установлено, что, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, то указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Согласно материалам к проекту решения объем средств местного бюджета, необходимый для предоставления дополнительной меры социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений в 2019 году, составит 11 124,08 тыс. рублей. Решением Думы города от 26.12.2017 № 205-VI ДГ бюджетные ассигнования на данные цели в 2019 году по статье «Средства, иным образом зарезервированные до принятия соответствующих муниципальных правовых актов» не предусмотрены.

Таким образом, на основании статьи 65 Бюджетного кодекса РФ, в случае утверждения проекта решения, при формировании проекта бюджета города на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на сумму 11 124,08 тыс. рублей (на финансирование принимаемого обязательства).

В соответствии с частью 2 проекта решения Администрации города необходимо «предусмотреть в бюджете городского округа город Сургут на соответствующий финансовый год денежные средства на снижение размера платы за содержание жилого помещения отдельным категориям граждан». Для исключения неоднозначности толкования статьи бюджетных расходов предлагаем уточнить формулировку части 2 проекта решения и изложить её, например, в следующей редакции «2. Администрации города предусмотреть в бюджете городского округа город Сургут на соответствующий финансовый год бюджетные ассигнования на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде снижения размера платы за содержание жилых помещений отдельным категориям граждан».

Кроме того, проект решения не содержит нормы, определяющие порядок его исполнения. В связи с чем, предлагаем часть 2 проекта решения дополнить абзацем в следующей редакции: «Администрации города разработать и утвердить порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной частью 1 настоящего решения».

5. Согласно информации, дополнительно представленной департаментом городского хозяйства Администрации города, [4] «реализацию дополнительных мер социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений планируется осуществлять в форме предоставления субсидий управляющим организациям».

Обращаем внимание, что из содержания рассматриваемого проекта решения не усматривается взаимосвязь между предоставлением дополнительной меры социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений и предоставлением субсидий управляющим организациям. В связи с чем предлагаем доработать проект решения и отразить в его тексте данную взаимосвязь либо предусмотреть иной механизм финансового обеспечения предоставления дополнительной меры социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки по оплате содержания жилых помещений» может быть рассмотрен Думой города с учётом замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении.

 
Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                            В.И. Жуков
 
 
Афризонова Ксения Владимировна
52-80-07


[1] Решение Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД «О принятии Устава муниципального образования городской округ город Сургут» (далее – Устав города).

[2] Соглашение от 13.03.2018 № 21 о мерах по обеспечению сбалансированности местного бюджета, включающих меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 год, заключённое между Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Сургут (далее – Соглашение от 13.03.2018 № 21).

[3] Решение Думы города от 26.12.2017 № 205-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019 — 2020 годов» (в редакции от 18.07.2018, далее – решение Думы города от 26.12.2017
№ 205-VI ДГ).

[4] Дополнительная информация представлена департаментом городского хозяйства Администрации города в ходе проведения экспертизы проекта решения.