Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение городской Думы от 25.03.2004 № 314-III ГД «Об утверждении Положения о муниципальном негосударственном пенсионном обеспечении работников органов городского самоуправления и муниципальных организаций города Сургута»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение городской Думы
от 25.03.2004 № 314-III ГД «Об утверждении Положения о муниципальном негосударственном пенсионном обеспечении работников органов городского самоуправления и муниципальных организаций города Сургута»

 

«03» октября 2018 г.                                                   № 01-17-61/КСП

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, и на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение городской Думы от 25.03.2004 № 314-III ГД «Об утверждении Положения о муниципальном негосударственном пенсионном обеспечении работников органов городского самоуправления и муниципальных организаций города Сургута» (далее — Проект).

Проектом предлагается уточнить:

— период действия указанного Положения о муниципальном негосударственном пенсионном обеспечении работников органов городского самоуправления и муниципальных организаций города Сургута (далее – Положение), ограничив его 31.12.2022;

— круг лиц, на которых возложен контроль за выполнением данного решения, путём снятия с ответственных лиц Администрации города обязанности по указанному контролю, а также актуализации наименования постоянно действующего органа Думы города, обязанного такой контроль осуществлять;

— источник финансирования муниципального негосударственного пенсионного обеспечения, включив в него инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов органов местного самоуправления и муниципальных организаций города;

— положения об индексации гарантированной части муниципальной негосударственной пенсии, изложив пункт 4.4 порядка определения размера муниципальной негосударственной пенсии в новой редакции и дополнив его пунктами 4.5, 4.6, регламентирующими условия, периодичность, источник финансирования для проведения индексации.

Исходя из пояснительной записки к Проекту, предлагаемые изменения не влекут за собой дополнительной финансовой нагрузки на бюджет города.

По результатам экспертизы Проекта установлено следующее.

1. При установлении Администрацией города 5-летней отсрочки для отмены решения Думы города от 28.04.2004 № 314-III ГД «Об утверждении Положения о муниципальном негосударственном пенсионном обеспечении работников органов городского самоуправления и муниципальных организаций города Сургута», учитывались сложившиеся объёмы фактических остатков на солидарных счетах органов местного самоуправления и муниципальных организаций города (далее – Вкладчика), а также объёмы ежегодных обязательств Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда (далее – НПФ) перед участниками (получателями негосударственной пенсии). Для оценки обоснованности (на момент проведения настоящей экспертизы) размера отсрочки на 5 лет до 31.12.2022, Контрольно-счетной палатой города запрошены у Администрации города дополнительные сведения. Согласно информации, подготовленной специалистами НПФ и представленной Администрацией города[1]:

— на момент принятия и согласования решения об указанной отсрочке пенсионные резервы на солидарных пенсионных счетах Вкладчика составляли 130 847 260,78 рублей по состоянию на 22.03.2018[2], при этом актуарные расчёты НПФ о пенсионных взносах оценивались в объёме 23 417 116 рублей[3];

— в период с 22.03.2018 по 24.07.2018 НПФ произвёл «перевод пенсионных резервов с пенсионного счёта Вкладчика на именные пенсионные счета участников — получателей негосударственной пенсии» в размере 69 643 302,22 рубля[4] (примечание Контрольно-счетной палаты города: основание для перевода — распоряжения № 0044-03052018-дофондирование и № 0043-03052018-дофондирование, дата распоряжений не указана). Кроме того, в течение прошедшего периода 2018 года «произведено новых назначений 129-ти участникам с переводом суммы фондирования с пенсионного счёта Вкладчика на именные счета участников в размере 17 818 171,46 рублей».

Указанные выше операции НПФ существенно уменьшили объёмы фактических остатков на солидарных счетах Вкладчика: в период с 22.03.2018 по 24.07.2018 они снизились более чем в 2 раза. Проведение в 2018 году дофондирования в сумме 69 643 302,22 рубля за истекшие 5 лет, начиная с 2013 года, и его объём (в 3 раза выше ежегодной суммы взноса Вкладчика), может свидетельствовать о наличии значительных финансовых рисков и необходимости принятия Администрацией города мер по инициации проверок в НПФ федеральными службами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора в соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Учитывая вышеизложенное, предлагаем дополнительно оценить обоснованность утверждения 5-летнего периода отсрочки для отмены решения Думы города от 25.03.2004 № 314-III ГД, с учётом изменившихся обстоятельств и предоставлением соответствующего финансово-экономического обоснования.

2. Положение регулирует муниципальное негосударственное пенсионное обеспечение работников органов местного самоуправления и муниципальных организаций города. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 раздела III Положения, условием назначения участникам муниципальной негосударственной пенсии является наличие стажа работы в муниципальных организациях города Сургута не менее 10 лет. Исходя из этого условия, установлены ежегодные значения стажевых коэффициентов (для стажа от 10-ти до 30-ти и более лет), на основе которых определены размеры гарантированной части муниципальной негосударственной пенсии[5].

В отношении указанных категорий лиц (работников органов местного самоуправления и муниципальных организаций) обращаем внимание на следующее.

Принятым 27.09.2018 в 3-м чтении Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (законопроект № 489161-7) запланировано увеличение возраста выхода на пенсию; данные изменения распространятся в том числе на работников органов местного самоуправления и муниципальных организаций.

Согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», вступившему в силу 23.05.2016, минимальный стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет при назначении муниципальной пенсии в 2017 году увеличен до 15 лет 6 месяцев с последующим поэтапным его увеличением к 2026 году до 20 лет.

До перечисленных изменений законодательства:

— возрастной ценз для большинства жителей ХМАО-Югры составлял 50 лет для женщин, 55 — для мужчин (с учётом этого пенсионные взносы в НПФ для участников в возрасте от 50-ти лет и старше назначались по максимальной ставке – 10%[6]);

— муниципальная пенсия за выслугу лет назначалась при наличии не менее чем 15-летнего стажа муниципальной службы.

Накопительная часть муниципальной негосударственной пенсии формируется в том числе за счёт дополнительных пенсионных взносов Вкладчика, направляемых из местного бюджета[7], и зависит от возраста участников и установленного Положением размера в процентах от заработной платы. В этой связи считаем целесообразным предложить Администрации города синхронизировать с федеральным пенсионным законодательством нормы Положения в части:

— стажа работы, необходимого для назначения пенсии;

— установленных градаций возрастных групп участников, с корректировкой размера взноса.

3. Пунктом 4 Проекта предусмотрено возложение контроля за выполнением анализируемого решения Думы на «комитет по социальной политике». Предлагаем наименование указанного органа привести в соответствие формулировке, утверждённой решением Думы города от 30.05.2006 № 33-IV ДГ, а именно – «постоянный комитет Думы города по социальной политике».

Учитывая вышеизложенное, Контрольно-счетная палата города считает, что проект решения «О внесении изменений в решение городской Думы от 25.03.2004 № 314-III ГД «Об утверждении Положения о муниципальном негосударственном пенсионном обеспечении работников органов городского самоуправления и муниципальных организаций города Сургута» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.

                                                                                                                                                                            И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты
города Сургута                                                       И.А. Дубровина

                                                                                                                                                                            Юхта Людмила Иосифовна

52-81-60


[1] Письма Ханты-Мансийского Негосударственного Пенсионного фонда исх.№ 726/18 от 22.03.2018, исх.№ 1863/18 от 10.08.2018 в адрес Администрации города Сургута.

[2] В том числе по договору от 27.08.2009 № 0044 – в сумме 110 297 396,4 рублей, по договору от 26.06.2009 № 0043 в сумме 20 549 864,38 рубля.

[3] В том числе по договору от 27.08.2009 № 0044 – в сумме 22 628 056 рублей, по договору от 26.06.2009 № 0043 в сумме 789 060 рублей.

[4] В том числе по договору от 27.08.2009 № 0044 – в сумме 69 235 786,43 рублей, по договору от 26.06.2009 № 0043 в сумме 407 515,79 рублей.

[5]Таблицы 1, 2 в пункте 4.2 раздела IV Положения.

[6]Подпункт 3 пункта 5.4 раздела V Положения.

[7]В соответствии с пунктами 5.1, 5.5 раздела V Положения, при формировании накопительной части муниципальной негосударственной пенсии «Вкладчик вносит дополнительные пенсионные взносы в соотношении 1 к 1 к величине индивидуальных пенсионных взносов участника».