Заключение на проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

12 ноября 2018 г.                                                  № 01-17-75/КСП

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — проект решения).

Проектом решения предлагается реализовать право органов местного самоуправления, а также закрепить функции Администрации города в сфере профилактики правонарушений:

1) принятие муниципальных правовых актов в сфере профилактики правонарушений;

2) создание координационных органов в сфере профилактики правонарушений;

3) принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

4) обеспечение взаимодействия лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;

5) осуществление профилактики правонарушений в следующих формах профилактического воздействия:

— правовое просвещение и правовое информирование;

— социальная адаптация;

— ресоциализация;

— социальная реабилитация;

— помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Реализация данного права предусматривается проектом решения посредством осуществления функций информационно-методического и организационного характера и не предполагает осуществления расходов за счёт средств бюджета муниципального образования.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

1. Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений не отнесено к вопросам местного значения городского округа, установленным статьёй 16 Закона № 131-ФЗ[1], статьёй 7 Устава города.

Вместе с тем, в настоящее время уже реализуются обозначенные проектом решения права органов местного самоуправления на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренные статьёй 16.1 Закона № 131-ФЗ, статьёй 12 Закона № 182-ФЗ[2], например:

1) В рамках права, установленного пунктом 1 части 2 проекта решения, приняты следующие муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений:

— постановление Администрации города от 12.12.2013 № 8953 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика правонарушений и экстремизма в городе Сургуте на 2014 — 2030 годы» (подпрограммой I предусмотрена реализация задач в области профилактики правонарушений);

— распоряжение Администрации города от 04.05.2017 № 740 «Об утверждении Положения об управлении по обеспечению деятельности административных и других коллегиальных органов» (согласно пункту 1.4 управление создано в том числе в целях реализации права органов местного самоуправления по осуществлению мероприятий в сфере профилактики правонарушений);

— и другие.

2) Администрацией города реализуется и право создания специальных координационных органов в сфере профилактики правонарушений, предлагаемое пунктом 2 части 2 проекта решения, а именно постановлением Администрации города от 02.03.2017 № 27[3] создан муниципальный координационный орган — комиссия по профилактике правонарушений города Сургута.

Согласно части 4 статьи 30 Закона № 182-ФЗ порядок создания муниципальных координационных органов в сфере профилактики правонарушений определяется муниципальными правовыми актами. Постановлением № 27 утверждено положение о комиссии, которым предусмотрен регламент (организация) её деятельности, содержащий только перечень лиц, которые могут входить в состав комиссии. При этом порядок (процедура, механизм) создания комиссии отсутствует. В связи с чем, предлагаем Администрации города рассмотреть возможность разработки и утверждения порядка создания муниципальных координационных органов в сфере профилактики правонарушений в целях соблюдения части 4 статьи 30 Закона № 182-ФЗ.

3) В рамках обеспечения взаимодействия лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования, предусмотренного пунктом 4 части 2 проекта решения, разработаны и утверждены межведомственные планы, включающие профилактические мероприятия в данной сфере, например:

— постановление Администрации города Сургута от 31.08.2018 № 6642 «Об утверждении межведомственного плана профилактических мероприятий в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях на 2018/19 учебный год»;

— распоряжение Администрации города Сургута от 07.03.2012 № 547 «Об утверждении межведомственного плана мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства, улучшение условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие института семейных форм устройства»;

— и другие.

2. В части 3 проекта решения указано, что реализация права не предполагает осуществления расходов за счёт средств бюджета муниципального образования.

Из материалов к проекту решения не представляется возможным установить, какие конкретно направления деятельности (мероприятия) предполагается осуществлять в рамках реализации принимаемых прав и, следовательно, подтвердить или опровергнуть отсутствие необходимости привлечения бюджетных средств.

Статьёй 7.1 Устава города установлено, что органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, не отнесённые к вопросам местного значения городского округа в соответствии с Законом № 131-ФЗ, в случае принятия Думой города решения о реализации соответствующего права. При этом, они могут реализовать данное право только за счёт доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (часть 2 статьи 16.1 Закона № 131-ФЗ).

Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту решения его принятие не потребует дополнительных бюджетных ассигнований муниципального образования городской округ город Сургут.

В муниципальной программе «Профилактика правонарушений и экстремизма в городе Сургуте на 2014 — 2030 годы», утверждённой постановлением Администрации города от 12.12.2013 № 8953, содержатся мероприятия в сфере профилактики правонарушений, которые реализуются соответствующими структурными подразделениями Администрации города и муниципальными казёнными учреждениями. Поскольку меры, предусмотренные проектом решения, осуществляются в рамках основной деятельности этих структурных подразделений и учреждений, то, соответственно, имеют место и расходы на их содержание (например, заработная плата, обеспечение деятельности комиссий и т.д.).

Таким образом, имеются основания полагать, что в связи с принятием данного решения могут возникнуть расходные обязательства в соответствии со статьёй 86 Бюджетного кодекса РФ.

Частью 1 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

На основании изложенного, предлагаем часть 3 проекта решения изложить, например, в следующей редакции «Настоящее решение определяет право муниципального образования на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений посредством реализации функций информационно-методического и организационного характера за счёт средств бюджета городского округа в пределах утверждённых бюджетных ассигнований на соответствующий год и плановый период».

3. Учитывая положения статьи 12 Закона № 182-ФЗ, предлагаем в наименовании и по тексту проекта решения слово «право» заменить словом «права» в соответствующих падежах.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут» не противоречит бюджетному законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                     В.И. Жуков

Битнер Анастасия Николаевна 52-81-69


[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Закон № 182-ФЗ).

[3] Постановление Главы города Сургута от 02.03.2017 № 27 «О комиссии по профилактике правонарушений города Сургута» (далее – Постановление № 27).