Результаты контрольного мероприятия
«Проверка реализации кредитного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития для реализации пилотного проекта финансирования реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута»
В соответствии с планом работы Контрольно-счётной палаты города на 2012 год, утверждённым распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты от 29.12.2011 № 03-06-65, постановлением Председателя Думы города Сургута от 29.12.2011 № 39 «О протокольном поручении Думы города» Контрольно-счётной палатой города Сургута проведена проверка реализации кредитного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития для реализации пилотного проекта финансирования реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута.
По результатам контрольного мероприятия установлено.
1. В проверяемом периоде применительно к вопросу реализации Проекта реконструкции жилищного фонда города Сургута разработаны и приняты следующие документы:
1.1. «Проект реконструкции жилищного фонда города Сургута» — пояснительная записка, представленная 24.10.2006 года депутатам Думы города Сургута для принятия решения о привлечении кредита ЕБРР.
1.2. Во исполнение принятого Думой города решения между Администрацией города и ЕБРР заключено Кредитное соглашение от 27.03.2007 №17-10-101/7.
1.3. «Проект реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута», утверждённый распорядительной надписью Генерального директора ОАО «Югра-консалтинг» и зарегистрированный 20.12.2007 департаментом финансов Администрации города идентификационным номером SRG 20036.
1.4. Инвестиционная программа реализации Проекта реконструкции жилищного фонда города Сургута на 2009-2013 годы, утверждённая распорядительной надписью Главы города Сургута 16.11.2009.
1.5. План корпоративного развития Агентства по реконструкции жилищного фонда (ОАО «Югра-консалтинг») (октябрь 2010).
Основные параметры перечисленных документов (составляющие компонентов Проекта, объёмы и источники финансирования и др.) отличаются друг от друга.
2. Участниками реализации Проекта реконструкции жилищного фонда города Сургута являются:
— Администрация города;
— Европейский банк реконструкции и развития;
— Координационный совет по реализации инвестиционных проектов, финансируемых при участии ЕБРР;
— Агентство по реконструкции;
— Группа реализации проекта – ООО «Югра-консалтинг».
1). Функции координационного совета по реализации инвестиционных проектов, финансируемых при участии Европейского банка реконструкции и развития, определены Положением, утверждённым распоряжениями Администрации города Сургута от 18.05.2007 №924, от 07.12.2007 №2690 и от 17.12.2010 №3847.
С 7 декабря 2007 к функциям координационного совета отнесено, кроме прочего, утверждение плана реализации проекта, общей суммы кредита, ставки процента за пользование кредитом и др.
2). Распоряжением Администрации города Сургута от 26.06.2007 № 1255 исполнителем функций Агентства по реконструкции назначено ОАО «Югра-консалтинг».
Упоминание о функциях Агентства по реконструкции содержатся в пояснительной записке от 24.10.2006, Кредитном соглашении, Бизнес-плане.
Муниципального правового акта, чётко определяющего перечень функций Агентства по реконструкции, в ходе проверки не установлено.
3). Группой реализации проекта назначено ООО «Югра-консалтинг».
Функции Группы реализации проекта закреплены в агентском договоре от 04.12.2007 №АД-30/К/2007.
3. К основным характеристикам Кредитного соглашения относятся (с учётом внесённых изменений и дополнений):
— Размер кредита – 700 млн. руб.
— Кредит состоит из 2-х траншей, в том числе:
Транш А:сумма кредита – 280 000 тыс. руб.; срок предоставления кредита – 9 лет (2007-2016); льготный период – 4 года; общая стоимость привлечения средств кредита состоит из базовой процентной ставки в размере ставки MosPrime и маржи в размере от 2,05 % до 2,5 % годовых; комиссия за обязательство – 0,7 % годовых на сумму кредита, которая остается невыбранной и неаннулированной; погашение кредита осуществляется посредством 20 равных ежеквартальных платежей в каждую дату уплаты процентов, наступающую по истечении льготного периода.
Транш B:сумма кредита – 420 000 тыс. руб.; срок предоставления кредита – 7 лет (2009-2016); льготный период – 4 года; общая стоимость привлечения средств кредита состоит из базовой процентной ставки в размере ставки MosPrime и маржи в размере от 2,05 % до 2,5 % годовых; комиссия за обязательство в течение первых двух лет со дня подписания кредитного соглашения – 0,3 % годовых на сумму кредита, которая остается невыбранной и неаннулированной, а впоследствии – 0,7 % годовых на сумму кредита, которая остается невыбранной и неаннулированной; погашение осуществляется посредством 12 равных ежеквартальных платежей в каждую дату уплаты процентов, наступающую по истечении льготного периода.
Также условиями Кредитного соглашения предусмотрены следующие комиссии:
— разовая комиссия за открытие кредита – 7 000 тыс. руб.;
— разовая комиссия за оценку проекта – 2 040 тыс. руб.;
— комиссия за управление кредитом – 5 000 евро ежегодно.
В Кредитном соглашении указано, что средства Транша А и Транша B используются исключительно в целях Части А и Части B Проекта, соответственно. При этом в приложении 1 «Описание Проекта» первый этап Проекта (Часть А Проекта) предусматривает строительство двух новых многоквартирных домов на участке, определённом и выделенном Заёмщиком. Из них:
(i) 80-ти квартирное здание предназначено для социального найма для малообеспеченных и социально незащищённых семей,
(ii) примерно 240 квартир другого жилого здания предусмотрены для частных собственников. Такие многоквартирные дома также будут использоваться для переселения жильцов (по договорам социального найма и частных собственников) двух ветхих зданий, запланированных для сноса на втором этапе Проекта.
В период действия Кредитного соглашения в структуру Части А текста Кредитного соглашения, также как и текста Проекта, изменения не вносились.
4. Выборка средств транша А кредита ЕБРР произведена в 2 этапа: в августе 2009 в сумме 207 млн. руб. и в марте 2010 года — 73 млн. руб.
5. Объём бюджетных средств, выплаченных Банку в период с 2007 по 2011 годы составил 111 077 379,27 руб., в т.ч.:
Комиссия за предоставление кредита 7 000 000,00 руб.;
Вознаграждение за оценку 2 040 000,00 руб.;
Ежегодная комиссия за управление кредитом 976 545,50 руб.;
Проценты за просроченный платёж 1 064,38 руб.;
Услуги внешних юристов 3 317 410,06 руб.
Комиссия за обязательство 4 768 035,62 руб. (транш А) и
8 496 657,52 руб. (транш В);
Сумма процентов 42 477 666,19 руб.;
Возврат основного долга 42 000 000,00 руб.
6. Для финансирования реализации части А Проекта реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута Администрацией города Сургута были заключены договоры инвестиционного кредитования с ОАО «Югра-консалтинг»:
— от 27.12.2007 №17-10-249/7 на сумму 89 760 000 руб. за счёт средств бюджета города;
— от 27.12.2007 №17-10-250/7 на сумму 280 000 000 руб. за счёт средств, привлекаемых по Кредитному соглашению, заключённому между Администрацией города и ЕБРР.
Оба кредита, предоставленные ОАО «Югра-консалтинг», изначально выданы под проценты – 4% годовых и 10% годовых соответственно указанным договорам.
Решениями Координационного совета ставки процентов за пользование инвестиционными кредитами изменены дважды: в 2010 году установлены в размере 8,525%, в 2011 – 5,8%.
7. За период с 2007 по 2011 годы ОАО «Югра-консалтинг» в качестве процентов за пользование кредитными средствами по договору было выплачено:
11 368 629,32 руб. – по ДИК от 27.03.2007 №17-10-249/7;
33 592 310,90 руб. – по ДИК от 27.03.2007 №17-10-250/7.
Также в рамках договора от 27.12.2007 №17-10-250/7 ОАО «Югра-консалтинг» досрочно погасило сумму основного долга в размере 44 000 000 руб.
8. По состоянию на 01.01.2012 сумма предоставленного обеспечения в полном объёме покрывает обязательства по договорам инвестиционного кредитования от 29.12.2007 №17-10-249/7 и №17-10-250/7.
9. При проверке наличия у подрядчиков (исполнителей) соответствующей разрешительной документации для осуществления работ установлено, что в период подписания контракта РВ1 и его реализации имели место отдельные упущения.
10. При выборочной проверке на предмет соответствия выполненных работ проектно — сметной документации и подписанному контракту установлено, что выполненные объемы работ не соответствуют полному объему, предусмотренному проектной документацией, но соответствуют согласованным объемам подписанного контракта.
11. Жилой 16-ти этажный дом со встроенными помещениями на первом этаже, расположенный по адресу г. Сургут, ул. Восход, введен в эксплуатацию с опозданием на 3 месяца.
12. Физические объёмы работ соответствуют фактически выполненным объёмам, а также данным, отражённым в формах КС-2, КС-3, за исключением клеевой окраски потолков лоджий и балконов, в отношении которых имеется гарантийное письмо с обязательством выполнить данные работы в мае 2012 года.
13. Качество использованных материалов соответствует ГОСТам, санитарно-эпидемиологическим нормам и нормам пожарной безопасности.
14. ОАО «Югра-консалтинг» к проверке представило регистры бухгалтерского учёта не в полном объёме, что не позволило осуществить качественный аудит первичных документов, в том числе анализ дебиторской и кредиторской задолженности, и расчёты в целом носили альтернативный характер.
15. В ходе аудита первичных документов, подтверждающих расходование средств, установлено:
— в ряде случаев акты КС-2 ООО Технострой заполнены не в соответствии с порядком, установленным нормативными актами;
— по мнению привлечённых аудиторов завышены расходы на содержание службы заказчика-застройщика, учтённые в себестоимости построенного жилого 16-ти этажного дома со встроенными помещениями на первом этаже, расположенного по адресу г. Сургут, ул. Восход.
16. В ходе проверки установлено, что не исполнены отдельные рекомендации по результатам проверки реализации пилотного Проекта реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута в рамках кредитного соглашения, заключённого 29.03.2007 между Администрацией города Сургута и Европейским банком реконструкции и развития (заключение КСП от 16.06.2009 №54).
17. Начиная с 08.02.2011, размер процентов за пользование кредитными средствами ЕБРР превышает размер процентов по договору инвестиционного кредитования № 17-10-250/7, заключённому с ОАО «Югра-консалтинг» (с 08.02.2011 – 6,05%; с 10.05.2011 – 6,08%; с 09.08.2011 – 6,44%), однако изменения в договор №17-10-250/7 в части увеличения размера процентов за пользование кредитом не вносились.
Отчет по итогам контрольного мероприятии от 16.04.2012 № 03-10-34 «Проверка реализации кредитного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития для реализации пилотного проекта финансирования реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута» направлен в адрес Главы города и Председателя Думы города.
Председатель
Контрольно-счётной палаты города
И.И. Володина