Результаты проверки реализации пилотного Проекта реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута в рамках кредитного соглашения, заключённого 29.03.2007 года между Администрацией города Сургута и Европейским банком реконструкции и развития

Результаты проверки
реализации пилотного Проекта реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута в рамках кредитного соглашения, заключённого 29.03.2007 года
между Администрацией города Сургута и Европейским банком реконструкции и развития

В соответствии с поручением Председателя Думы города Сургута от 08.04.2009 № 9 Контрольно-счётной палатой города Сургута осуществлена проверка реализации пилотного Проекта реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута в рамках кредитного соглашения, заключённого 29.03.2007 года между Администрацией города Сургута и Европейским банком реконструкции и развития по состоянию на 01.04.2009 года.
В ходе проверки установлено:
В целях реализации пилотного проекта финансирования реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута Дума г. Сургута приняла решение от 27.02.2007 № 165-IVДГ «О привлечении кредита Европейского банка реконструкции и развития». В соответствии с требованиями действующего законодательства настоящим решением определены: цель заимствования, форма заимствования и условия привлечения кредита.
Во исполнение решения Думы г. Сургута от 27.02.2007 № 165-IVДГ между муниципальным образованием ХМАО-Югры городским округом город Сургут, в лице Главы города, и Европейским банком реконструкции и развития 29.03.2007 года заключено кредитное соглашение №17-10-101/7, обязательным условием которого является наличие разработанной Заёмщиком программы реализации Проекта.
Установленным на муниципальном уровне порядком утверждения долгосрочных городских целевых программ (действующем в исследуемом периоде), предусмотрено, что утверждение целей, источников финансирования программы, направления расходования средств, участников реализации программы относится к полномочиям Думы города. Следовательно, параметры Проекта, в том числе и их изменения, также должны были утверждаться Думой города, в рамках разработанной программы реализации Проекта.
Наличие действующей, утвержденной Думой города программы, в рамках которой была бы предусмотрена реконструкция муниципального жилищного фонда, проверкой не установлено.
При отсутствии утверждённой соответствующим образом программы реализации Проекта, решения относительно целей, сроков, общей стоимости, источников финансирования Проекта, направления расходования средств, принимает исключительно Координационный совет, созданный в целях контроля за ходом реализации Проекта.
В ходе проверки рассматривалось несколько различных редакций Проекта реконструкции муниципального жилищного фонда. Сам Проект, многочисленные изменения, вносимые в его параметры, на утверждение Думе города не представлялись.
Экспертиза Бизнес-плана и технико-экономическое исследование Проекта реконструкции муниципального жилищного фонда города Сургута не проводились в связи с отсутствием правового регулирования данного вопроса на муниципальном уровне.
Заключён договор о гарантии и поддержке Проекта от 29.03.2007 года между Заёмщиком, Банком и Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой. Дополнительным соглашением от 19.02.2009 года при отсутствии согласования с Думой города в Кредитное соглашение внесены изменения, в том числе касающиеся условий предоставления кредита.
Законом ХМАО-Югры от 10.10.2007 № 123-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2007 год» предоставлена государственная гарантия поддержки Проекта в размере 821,3 млн. руб. В феврале 2009 года, после длительного урегулирования вопросов получена гарантия поддержки Проекта ХМАО-Югры, удовлетворяющая требования ЕБРР. Дополнительное соглашение № 1 подписано Главой города, Губернатором и ЕБРР от 20.03.2009 года.
Распоряжением Администрации города функции Агентства по реконструкции возложены на ОАО «Югра-консалтинг». Назначение согласовано с ЕБРР. Вместе с тем проверкой не установлено официальных документов, определяющих чёткий перечень всех вопросов, подпадающих под понятие «функций Агентства по реконструкции», прав и обязанностей, возникающих у Агентства в связи с возложением на него указанных функций.
Определена группа реализации проекта (далее ГРП). ОАО «Югра-консалтинг» заключено агентское соглашение с ООО «Югра-консалтинг» на реализацию функций ГРП и заказчика. Стоимость вознаграждения определена в размере 87 млн. руб. Планом финансирования, являющимся приложением к договору кредитования от 27.12.2007 № 17-10-249/7 предусмотрено финансирование лишь ГРП. Условиями агентского соглашения зависимость размера вознаграждения от объёма выполненной работы не предусмотрена.
В рамках реализации проекта заключён контракт РВ1 на строительство 16-ти этажного жилого дома со встроенными помещениями на первом этаже.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.06.2008 года (до заключения контракта) объект незавершенного строительства 16-ти этажный жилой дом со встроенными помещениями на первом этаже в мкр.1 г. Сургута имеет степень готовности 8%. Иной информации о готовности объекта строительства к проверке не представлено.
Произведено переселение жильцов из дома по ул. Восход, 21. В том числе для переселения 4 семьей, приобретены квартиры, 3 из которых переданы в муниципальную собственность для последующего заключения договоров социального найма с переселёнными гражданами. На четвёртую квартиру подписан договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность, подготовлен пакет документов для передачи в регистрационную палату.
По предоставленным к проверке документам единственным источником финансирования Проекта являются средства городского бюджета. По состоянию на 01.04.2009 года расходы городского бюджета на реализацию рассматриваемого Проекта составили 58 016,3 тыс. руб.
На момент осуществления проверки выборка средств ЕБРР не производилась.
Порядок реализации Проекта путём предоставления инвестиционных кредитов ОАО «Югра-консалтинг» утверждён Координационным советом.
Администрацией города заключены договоры инвестиционного кредитования от 27.12.2007 № 17-10-249/7 (за счёт средств городского бюджета), № 17-10-250/7 (за счёт средств ЕБРР) в рамках которых контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Администрация города.
В ходе анализа, представленных к проверке первичных документов, заключённых договоров, фактов нецелевого использования средств городского бюджета не установлено.
Сроки мероприятий, предусмотренных графиком реализации Проекта, по различным причинам не выдерживаются.
Создано Региональное Агентство по реконструкции, процесс создания которого занял довольно длительное время (более 1 года), что связанно с урегулированием на уровне округа вопросов о необходимости создания такого агентства, и размере уставного капитала создаваемого агентства. Для урегулирования данных вопросов Администрацией города Сургута и ОАО «Югра-консалтинг» были приняты все возможные меры.
В результате несоблюдения требований действующих законодательных и муниципальных правовых актов, Проект реконструкции муниципального жилищного фонда не имеет постоянных показателей (параметров): целей, сроков, источников финансирования, сумм в разрезе каждого источника финансирования, задач, общей стоимости Проекта. Обозначенные показатели (параметры) неоднократно меняются.
На момент осуществления контрольного мероприятия, заявленные в рамках реализации Проекта реконструкции муниципального жилищного фонда цели не достигнуты.

Заключение Контрольно-счетной палаты города по итогам проверки от 16.06.2009 № 54 направлено в адрес Главы города и Председателя Думы города.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города
М.В. Ольшанникова