Результаты проверки
порядка проведения приватизации имущества в 2008 году, I полугодии 2009 года
в части соблюдения законодательства, а также своевременности и полноты поступления в местный бюджет доходов от приватизации
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2009 год, утвержденным решением Думы города Сургута от 26.12.2008 № 482-IV ДГ, проведена проверка порядка проведения приватизации имущества в 2008 году, I полугодии 2009 года в части соблюдения законодательства, а также своевременности и полноты поступления в местный бюджет доходов от приватизации.
1. Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На муниципальном уровне порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью регламентирован Уставом города, решением Сургутской городской Думы от 28.12.2005 №551-III ГД «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Сургута».
Принятие решения о приватизации объектов муниципальной собственности и установление порядка приватизации муниципального имущества отнесено к полномочиям Думы города.
2. В соответствии со статьей 23 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Думой города ежегодно утверждается прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества на очередной год. Внесение при необходимости изменений в утвержденную программу осуществляется путем утверждения решением Думы города.
3. Подготовка прогнозного плана возлагается на реестродержателя, уполномоченное структурное подразделение Администрации города в лице департамента имущественных и земельных отношений Администрации города. Департамент разрабатывает и представляет, в пределах своей компетенции, на утверждение в Думу города нормативные акты, регулирующие порядок приватизации муниципальной собственности, осуществляет контроль за выполнением указанных нормативных актов.
4. На уровне Российской Федерации, ХМАО-Югры утверждены правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации имущества, которые регламентируют процесс разработки, порядок и сроки согласования и утверждения программы. На муниципальном уровне такой правовой акт отсутствует.
5. Решениями Думы г. Сургута от 28.11.2006 №120-IVДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на период с 2007 по 2008 год», от 31.10.2008 №443-IVГД «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2009 год» утверждены планируемые объекты приватизации и доходы от приватизации муниципального имущества.
6. При внесении изменений решениями Думы города в 2008 году и I полугодии 2009 года в прогнозный план приватизации муниципального имущества плановые показатели доходов прогнозного плана департаментом не корректировались.
7. Департаментом необоснованно запланированы в бюджете города на 2008 год, в части источников финансирования внутреннего дефицита бюджета городского округа город Сургут, доходы от продажи акций по муниципальным предприятиям, которые еще не акционированы и по которым Думой города решение о приватизации не утверждено.
Объем доходов от продажи акций прогнозного плана приватизации и плановые показатели по доходам и источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, утвержденные в бюджете, различны между собой.
8. В связи с отсутствием на муниципальном уровне правового документа, регламентирующего порядок составления прогнозного плана, департамент не имел правового основания применять в расчетах произвольные суммы плановых доходов от продажи акций, которые ниже их нормативной цены. Единый порядок определения цены приватизируемого имущества установлен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2006 № 87 «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества».
9. В связи с внесением изменений в прогнозный план приватизации Решением Думы г. Сургута от 27.06.2008 № 403-IVДГ «О приватизации муниципального имущества» на сумму 59,5 млн. руб. не уточнены доходы в приложении 1 «Распределение доходов бюджета городского округа город Сургут на 2008 год по показателям классификации доходов» к решению Думы города от 27.12.2007 № 322-IV ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год» (с учетом изменений) по КБК 1 14 02000 00 0000 000 «Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)».
10. Фактическое исполнение прогнозного плана приватизации выглядит следующим образом:
10.1 в части перечня муниципальных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в акционерные общества – из 10 муниципальных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в акционерные общества – преобразовано 5 предприятий, 1 предприятие ликвидировано, по 4 предприятиям принято решение о приостановлении приватизации по различным причинам;
10.2 в части перечня открытых акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности, акции которых планируется к приватизации – в 2008 году состоялся аукцион по продаже 49% пакета акций ОАО «Все для дома», приватизации пакета акций ОАО «Орбита-Сервис» в мае 2008 года была отложена, в 2009 году пакет акций был выставлен на аукцион и реализован. Пакет акций ОАО «Югра-консалтинг» в количестве 185 000 штук на общую сумму 49 млн. руб. внесен в уставный капитал ОАО «Региональное агентство реконструкции жилищного фонда».
Приватизация 100% пакетов акций ОАО «Ново-Фарм», «Аптека № 3» отложена в связи с участием обществ в федеральных и региональных программах по обеспечению льготных категорий населения лекарственными средствами.
Акции ОАО «Югорская лизинговая компания», «Оптово-торговая база «Декабрьская» и «ИЦ «Сургутстройцена», «Поликлиника профилактических медицинских осмотров», «Оптика № 1», «Центр коррекции зрения» не приватизированы.
Пакет акций ОАО «Сургутнефтегаз» не приватизирован в связи с резким падением цен, а акции РАО «ЕЭС России» не приватизированы в связи с реорганизацией общества и проведением мероприятий по переоформлению полученных в ходе реорганизации акций 25 акционерных обществ на лицевые счета Администрации города;
10.3 в части перечня муниципального имущества, подлежащего приватизации – два объекта перепрофилированы под нужды муниципалитета, состоялись аукционы по продаже объектов по ул. Грибоедова, 3 и ул. Маяковского, 18. Приостановлена приватизация металлических гаражей в связи с предостережением Прокуратуры города Сургута.
В связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приватизация объектов недвижимости, включенных в прогнозный план приватизации на 2008 год, была приостановлена, в 2009 году 19 субъектов малого и среднего предпринимательства воспользовались преимущественным правом приватизации арендуемого имущества.
11. В нарушение ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ по одному субъекту малого и среднего предпринимательства преимущественное право на приобретение арендуемого имущества предоставлено неправомерно. Арендатором не исполнены надлежащим образом обязательства по договору аренды – выявлена задолженность на дату подачи заявления и на дату заключения договора купли-продажи.
12. В единичном случае, при реализации преимущественного права приватизации арендуемого имущества, субъект малого и среднего предпринимательства отказался исполнять обязательства по заключенному договору купли-продажи имущества. В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ организация утрачивает преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
13. Заключенные договоры на оказание информационных (консультационных) услуг и услуг по оценке приватизируемого муниципального имущества свидетельствуют о наличии определенных недостатков в работе департамента в части планирования и, соответственно, использования бюджетных средств, предусмотренных на эти цели.
14. По данным бухгалтерского учета за период 2008 и 1 полугодие 2009 года поступили доходы от реализации имущества в сумме 110 267 696,19 руб., в том числе:
∙ в 2008 году – 87 605 766,46 руб., из них:
от продажи помещений, зданий — 20 709 563 руб.
от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений и хозяйственном ведении муниципальных предприятий – 1 990 943,46 руб.
от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности – 64 905 260 руб.
∙ в 1 полугодии 2009 года – 22 661 929,73 руб., из них:
от продажи помещений, зданий – 21 809 322 руб.;
от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений и хозяйственном ведении муниципальных предприятий – 852 607,73 руб.
15. Департаментом некорректно включены в отчет о результатах выполнения прогнозного плана приватизации муниципального имущества за 2008 год доходы в сумме 1 990 943,46 руб. от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, а также имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями.
16. В бухгалтерском отчете за 2008 год ошибочно отражены денежные средства в размере 10 тыс.руб. в доходах по КБК с 43011402032040000410 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, в части реализации основных средств». Следовало отражать данные доходы на КБК 4301140232040000440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, в части реализации материальных запасов».
17. Департаментом допущены нарушения п. 5. ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», которые заключаются в несвоевременном отражении на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций (обязательств) при передаче муниципального имущества по договорам купли-продажи.
Несвоевременное отражение обязательств в бухгалтерском учете влечет за собой искажение фактического объема дебиторской задолженности.
18. Департаментом проведена претензионная работа по договорам купли-продажи имущества, которые исполнены покупателями ненадлежащим образом. Предъявленные претензии удовлетворены в полном объеме.
19. На муниципальном уровне отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок (конкретные сроки) исполнения обязательств по тройственным договорам купли-продажи муниципального имущества (гражданское законодательство предусматривает разумные сроки исполнения принятых обязательств). По заключенным тройственным договорам купли-продажи имущества установлены случаи нарушения сроков оплаты Покупателями и перечисления Балансодержателями в доход бюджета города со значительными задержками – до 9 месяцев. В 2008 году бюджет города своевременно недополучил доходов на общую сумму 767 363,99 руб.
Заключение Контрольно-счетной палаты города по итогам проверки от 23.12.2009 № 104 направлено в адрес Главы города и Председателя Думы города.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города
М.В. Ольшанникова