Результаты по итогам проверки
целевого и эффективного использования бюджетных средств в рамках реализации
приоритетного национального проекта «Здоровье»
на территории города Сургута за период 2006 – 11 месяцев 2007 года.
С 1 января 2006 года город Сургут участвует в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» (далее ПНП «Здоровье»).
1. Анализ деятельности органов местного самоуправления по реализации ПНП «Здоровье» на территории города Сургута за период 2006 – 11 месяцев 2007 года показал:
- Решением Думы г. Сургута от 30.05.2006 №31-IVДГ утверждена Программа реализации национального проекта «Здравоохранение» в г. Сургуте на 2006-2007 годы. Определены цели, мероприятия, ожидаемые конечные результаты, источники и объёмы финансирования, сроки исполнения, разработчик и основной исполнитель.
Разработчиком и основным исполнителем Программы определён комитет по здравоохранению Администрации города, осуществляющий свою деятельность в соответствии с «Положением о комитете по здравоохранению администрации города Сургута», утверждённым распоряжением Мэра г. Сургута от 29.12.1999 №4022.
- Функции по осуществлению контроля за исполнением Программы возложены на Координационный совет по реализации приоритетных национальных проектов на территории города под председательством Главы города.
- В целях эффективной реализации ПНП «Здоровье» в городе Сургуте предприняты определенные меры по организационно-правовому обеспечению реализации проекта:
— между Правительством Ханты-Мансийского АО — Югры и Администрацией города заключено соглашение от 12 мая 2006 года, с дополнением от 07.02.2007г. «О взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения»;
— создана рабочая группа по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»;
— приказом комитета по здравоохранению Администрации города от 01.02.2006 №15 назначены ответственные исполнители по каждому направлению реализации ПНП «Здоровье»;
— приказами комитета по здравоохранению Администрации города от 28.06.2006 №167 и от 15.03.2007 № 99 назначены ответственные исполнители по передаче в собственность муниципального образования материальных ценностей, полученных за счёт средств федерального бюджета в рамках ПНП «Здоровье».
— разработаны и утверждены план и сетевые графики реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в городе Сургуте. План реализации мероприятий ПНП «Здоровье» утвержден 30.01.2006, сетевой график на 2006 год утвержден 03.02.2006, сетевой график на 2007 год утвержден 15.01.2007.
Однако информация о мониторинге выполнения графика мероприятий в адрес Контрольно-счётной палаты города не предоставлена.
- В целях соблюдения принципа открытости и доступности информация о ходе реализации ПНП «Здоровье» на территории города размещалась в средствах массовой информации и на Интернет-сайте Администрации города.
- 2. Положительные стороны выполнения Программы реализации ПНП «Здоровье» на территории города Сургута:
- Общий объём финансовых ресурсов, привлечённых на выполнение мероприятий Программы по реализации ПНП «Здоровье» в г.Сургуте за период 2006 год и 11 месяцев 2007 года составил – 509 246, 3 тыс. руб., в том числе:
— за счёт средств федерального бюджета — 238939,9 тыс. руб.;
— за счёт средств бюджета ХМАО – Югры — 184509,3 тыс. руб.;
— за счёт средств местного бюджета – 85597,1 тыс. руб.
- Привлечение дополнительных финансовых ресурсов из бюджетов всех уровней позволило:
— улучшить техническую оснащённость муниципальных учреждений здравоохранения города Сургута диагностическим оборудованием»), что в свою очередь позволит увеличить выявление новых случаев заболеваний на ранних стадиях;
— улучшить оснащённость МУЗ «МГБ №1» и МУЗ «КПЦ» реанимационным оборудованием для новорожденных;
— обновить автомобильный парк городской станции скорой медицинской помощи. Всего в рамках реализации ПНП «Здоровье» в город поступили 23 автомобиля скорой медицинской помощи, в том числе за счет средств федерального бюджета – 7 автомобилей, за счет окружного бюджета – 16 автомобилей;
— увеличить среднюю заработную плату отдельных категорий работников учреждений здравоохранения, в том числе: медицинских работников первичного звена, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи; медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовый период, осуществляющему диспансерное наблюдение ребёнка в течении первого года жизни; врачей, фельдшеров скорой медицинской помощи; узких специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации и проведении углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; медицинскому персоналу, оказывающему амбулаторно-поликлиническую помощь неработающим пенсионерам и работающим гражданам; врачам акушерам–гинекологам, медицинским сёстрам врачей акушеров-гинекологов, работающим по участковому принципу;
— повысить уровень квалификации и профессиональной подготовки 268 медицинских работников первичного звена: 175 врачей и 93 работника среднего медицинского персонала;
— провести ряд мероприятий, предусмотренных в рамках реализации Программы (в том числе дополнительная диспансеризация граждан, углубленные медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и т.д.).
- В результате инвентаризации оборудования, поступившего в рамках реализации ПНП «Здоровье», в ММУ «ГП №1», МУЗ «ГП №2», МУЗ «ГП №3», МУЗ «МГБ №1», недостачи и фактов нецелевого использования не выявлено.
3. Проблемы и замечания, выявленные в ходе проверки отдельных мероприятий программы реализации ПНП «Здоровье» на территории города Сургута:
- Утверждённой в городе программой по реализации национального проекта «Здравоохранение» не определены количественные (либо процентные) показатели ожидаемых конечных результатов по отдельным направлениям. Некоторые показатели ожидаемых конечных результатов носят чисто декларативный характер.
- Финансирование ряда мероприятий городской целевой программы реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» на 2006-2007 предусмотрено за счёт текущего финансирования на содержание учреждений, без указания определённого объёма.
- В целях реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения муниципальным образованием приняты и исполнены дополнительные расходные обязательства по осуществлению расходов на проведение дополнительной диспансеризации сверх норматива, установленного на федеральном уровне. Однако нормативно-правовая база, регламентирующая порядок и условия финансирования, размер, порядок и условия расходования муниципальными учреждениями здравоохранения средств местного бюджета на указанные цели, на муниципальном уровне не была разработана.
- В 2006-2007 годах на федеральном уровне не был определён источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, исполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, связанных с увеличением размера средней заработной платы медицинских работников первичного звена для всех случаев, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ. В результате чего в целях соблюдения трудового законодательства органами местного самоуправления приняты и исполнены дополнительные расходные обязательства за счёт средств местного бюджета, относящиеся к расходным обязательствам федерального бюджета.
За период 2006 год — 11 месяцев 2007г. расходы местного бюджета, относящиеся к расходным обязательствам федерального бюджета, составили 12 440,1 тыс. руб.
- За период 2006 – 11 месяцев 2007 года за счёт средств местного бюджета произведены выплаты врачам акушерам-гинекологам и медицинским сёстрам врачей акушеров-гинекологов, работающим по участковому принципу, и в дневных стационарах на сумму 7985, 1 тыс. руб., предусмотренные программой реализации ПНП «Здоровье». Однако на муниципальном уровне не был утверждён нормативно-правовой акт, определяющий размер, порядок и условия установления данного вида выплат обозначенным категориям медицинских работников.
- В результате неэффективного планирования не были освоены бюджетные ассигнования в размере 429,5 тыс. руб., предусмотренные в бюджете города на 2006 год на обеспечение прививочных бригад необходимыми медикаментами и обеспечение учреждений здравоохранения прививочными сертификатами по заявке комитета по здравоохранению Администрации.
- Участие комитета по здравоохранению Администрации города в формировании заявок на поставку диагностического оборудования в 2006-2007 году сводилось к обобщению информации, полученной от лечебно-профилактических учреждений города. Анализ оснащенности лечебно-профилактических учреждений города диагностическим оборудованием не проводился.
В августе 2007 года приказом комитета по здравоохранению создана Комиссия комитета по здравоохранению по составлению заявок на поставку за счёт бюджетов всех уровней, внебюджетных источников медицинского оборудования, расходных материалов медицинского назначения и лекарственных препаратов.
- Установлены отдельные факты, когда полученное учреждениями здравоохранения в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» оборудование не эксплуатировалось в результате того, что:
— поставка оборудования по государственным контрактам за счёт средств ХМАО-Югры осуществлялась в 2006-2007 годах без учёта реальных потребностей учреждений и их заявок;
— поставленное оборудование было не доукомплектовано;
— учреждения здравоохранения не укомплектованы врачами узкой специализации;
— отсутствуют необходимые расходные материалы (реагенты).
- Установлено 3 случая нарушения сроков поставки в муниципальные учреждения здравоохранения медицинского оборудования, поступившего по государственным контрактам за счёт средств бюджета ХМАО-Югры.
- Документальное оформление передачи оборудования, поступившего в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» из бюджетов другого уровня, в муниципальную собственность и закрепление в оперативное управление учреждениям здравоохранения города занимает довольно длительное время — 6 месяцев и более.
- Допущено нарушение постановки бюджетного учета в части отражения на балансе учреждений здравоохранения и комитета по здравоохранению Администрации города оборудования, безвозмездно полученного из бюджетов других уровней, не являющегося на момент принятия к учёту муниципальной собственностью.
Сложившаяся ситуация объясняется тем, что документальное оформление передачи оборудования в муниципальную собственность и закрепление в оперативное управление занимает довольно длительное время – 6 месяцев и более. В целях эффективного использования оборудования, учреждения вынуждены использовать поступившее оборудование с последующей постановкой на баланс, не дожидаясь документального оформления передачи имущества.
- Коэффициент совместительства по должностям врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестёр врачей-педиатров и медицинских сестёр врачей-терапевтов участковых превысил показатель, предусмотренный паспортом программы по реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» на территории города Сургута на 2006-2007 годы – 1,3:
— по врачам-терапевтам участковым в ММУ «ГП №1» – 1,6 и МУЗ «ГП №3» – 1,5;
— по врачам общей (семейной) практики в ММУ «ГП №1» — 1,7;
— по медицинским сёстрам врачей-педиатров в МУЗ «ГП №3» – 2,0 и МУЗ «МГБ №1» – 1,7;
— по медицинским сёстрам врачей-терапевтов участковых в МУЗ «ГП №3» – 1,6 и МУЗ «МГБ №1» – 1,8.
- К числу наиболее актуальных проблем укомплектованности учреждений здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами относится неудовлетворённость социально-бытовыми условиями, в том числе решение жилищных вопросов.
- Отрицательным следствием реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории города является увеличение документооборота, что приводит к увеличению трудовых и материальных ресурсов.
- По результатам социологических опросов, проведённых информационно-аналитическим управлением Администрации города Сургута в июле-августе 2006 года и в июне-июле 2007 года, уровень осведомленности населения города относительно содержания национального проекта «Здоровье», хода его реализации, а также уверенности в его эффективности в отношении улучшения положения дел в медицинском обслуживании населения является достаточно невысоким.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города
М.В. Ольшанникова