МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на участие в содействии занятости населения»

 « 19 » февраля 2019 г.                                                № КСП-01-17-7

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ (далее – Положение о КСП), на основании экспертизы проекта решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на участие в содействии занятости населения» (далее – проект решения).

На основании части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 9 Положения о КСП Контрольно-счетная палата города осуществляет финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств местного бюджета.

Согласно части 3 рассматриваемого проекта решения реализация права органов местного самоуправления на участие в содействии занятости населения не предполагает осуществления расходов за счёт средств бюджета города. В связи с чем, финансово-экономическая экспертиза представленного проекта решения не требуется.

При этом считаем необходимым обратить внимание на следующее.

Проектом решения предлагается реализовать право органов местного самоуправления на участие в содействии занятости населения путём:

- принятия муниципальных правовых актов в области трудоустройства;

- определения минимального количества рабочих мест в организациях города для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

В соответствии с частью 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ[1], статьёй 7.1 Устава города органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, не отнесённые к вопросам местного значения городского округа в случае принятия Думой города решения о реализации соответствующего права.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1), а также не противоречащими ему подзаконными правовыми актами.

Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, а также определяет формы участия органов местного самоуправления в содействии занятости.

Положения части 1 статьи 7.2 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 устанавливают возможные формы участия органов местного самоуправления в содействии занятости населения путём организации и финансирования:

- проведения оплачиваемых общественных работ;

- временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;

- ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- сопровождения при содействии занятости инвалидов.

В соответствии с частью 3 статьи 7.2 Федерального Закона № 1032-1 органы местного самоуправления вправе реализовывать дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществлять расходы за счёт средств бюджетов муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов).

В части 2 статьи 7, пункте 4 части 1 статьи 7.1-1 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 указано, что разработка и реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы местного самоуправления могут реализовывать разработанные вышестоящими органами государственной власти дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения и осуществлять расходы за счёт средств бюджетов муниципальных образований в случае принятия представительным органом местного самоуправления решения о реализации соответствующего права.

В пункте 2 части 2 проекта решения не указаны категории граждан, которые относятся к особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, а также организации, для которых будет устанавливаться минимальное количество рабочих мест.

Таким образом, из сформулированных норм проекта решения неясно к какому из мероприятий, перечисленных в части 1 и части 3 статьи 7.2 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1, относится определение минимального количества рабочих мест в организациях города для приема граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В связи с чем, не представляется возможным провести экспертизу нормы права, указанную в пункте 2 части 2 проекта решения, на предмет наличия / отсутствия расходных обязательств местного бюджета.

Кроме того, согласно дополнительно поступившим материалам[2], представленным в ходе экспертизы, проект решения подготовлен, в том числе, во исполнение Письма Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.12.2018 № 17-исх-7692, согласно которому органам местного самоуправления городского округа город Сургут предлагается рассмотреть возможность принятия или пролонгирования закончивших своё действие в 2018 году нормативных правовых актов, направленных на обеспечение занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы и испытывающих трудности в поиске работы. При этом содействие занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, может осуществляться органами местного самоуправления в рамках действующего решения Думы города от 29.11.2018 № 366-VI ДГ[3], в том числе, путём принятия муниципальных правовых актов в сфере профилактики правонарушений.

Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата города считает, что проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления городского округа город Сургут на участие в содействии занятости населения» не может быть принят в представленной редакции.

 

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                     В.И. Жуков

 

 

 

 

Бакина Л.А., тел. 52-80-03

Ванеева Е.В., тел. 52-83-60

 


[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, далее – Закон № 131-ФЗ).

[2] Дополнительные материалы:

1) письмо Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.12.2018 № 17-исх-7692;

2) Алгоритм действий Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, органов государственной власти и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по социальной реабилитации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.

[3] Решение Думы г. Сургута от 29.11.2018 № 366-VI ДГ «О реализации прав органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».