ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 26.12.2006 № 146-IVДГ»
«21» марта 2008 г.
№10
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со ст. 44 Устава города; п. 14 ч.5 ст.4 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утвержденного решением Думы города Сургута от 29.09.2006 № 70-IV ДГ; ч.4 ст.40 Регламента Думы города Сургута, утвержденного решением Думы города Сургута от 27.04.2006 № 10-IV ДГ; п.16 ч.2 ст.16, п.3.ч.1. ст.22 Положения о Контрольно-счетной палате города, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, и на основании проведенной экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.12.2006 № 146-IVДГ».
Предлагаемым к рассмотрению проектом решения вносятся изменения в решение Думы города от 26.12.2006 № 146-IVДГ «Об утверждении городской целевой программы «Предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья за счет средств местного бюджета».
Следует отметить, что во Введении к указанной городской целевой программе, в которую предполагается внести изменения, есть ссылка на статью 2 Жилищного кодекса РФ, согласно которой установлено право органов государственной власти и органов местного самоуправления использовать бюджетные средства для улучшений жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Вместе с тем, во Введении не отражено, что согласно абзаца 1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с п. 6) ч.1. ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно п. 3) статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Также органы местного самоуправления стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (п.п. 4, 5 ст. 2 ЖК РФ).
Жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрено выделение субсидий гражданам за счет средств бюджетов муниципальных образований, если подобное расходование средств не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11.11.2005 № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» на 2005 — 2015 годы» установлены категории граждан, имеющих право на получение субсидий за счет средств бюджета автономного округа.
Кроме того, в соответствии с п. 6) ч.1 ст. 7 Устава городского округа город Сургут к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Вместе с тем, согласно ч 2. ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Контрольно-счетная палата города считает нецелесообразным установление дополнительных случаев выделения субсидий гражданам на приобретение и строительство жилья за счет средств местного бюджета, так как подобные случаи не предусмотрены Законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11.11.2005 № 103-оз и не относятся к полномочиям муниципального образования городской округ город Сургут.
Также следует отметить, что согласно п.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Согласно информации Департамента финансов ХМАО-Югры (письмо от 12.11.2007 исх. № 4486) в 2006 году доля межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов муниципального образования городской округ город Сургут составляет 53,6 %. По информации Департамента финансов Администрации города Сургута (письмо от 19.03.2008 исх. № 08-21-301) в 2007 году в бюджете города доля межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов муниципального образования городской округ город Сургут составляет 40,1%. Следовательно, в бюджете города доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышает 30 процентов собственных доходов местного бюджета.
Учитывая вышеизложенное, Контрольно-счетная палата города Сургута считает необходимым ограничить срок действия уже принятых муниципальным образованием городской округ город Сургут дополнительных расходных обязательств, предусмотренных решением Думы города от 26.12.2006 № 146-IVДГ – до 31.12.2008 года, в связи с тем, что согласно п.3. статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, с очередного финансового года, то есть с 1 января 2009 года муниципальное образование городской округ город Сургут не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления. Также считаем нецелесообразным вносить изменения в решение Думы города от 26.12.2006 № 146-IVДГ, предусмотренные представленным проектом решения Думы города, в части установления дополнительных случаев выделения субсидий гражданам из местного бюджета.
Контрольно-счетная палата города Сургута рекомендует Думе города Сургута принять к рассмотрению проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.12.2006 № 146-IVДГ» с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты
И.Е. Маслов