Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ (обследование) реализации муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2030 годы» в части персонифицированного финансирования муниципальных учреждений дополнительного образования за 2017 год и текущий период 2018 года. Второй этап.»

2502201925.02.2019 Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ (обследование) реализации муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2030 годы» в части персонифицированного финансирования муниципальных учреждений дополнительного образования за 2017 год и текущий период 2018 года. Второй этап.»

                                                                                                                                                                                                                      Экспертно-аналитическое мероприятие проведено в соответствии с п. 1.45 плана работы Контрольно-счетной палаты города на 2018 год, утвержденного распоряжением Председателя от 21.12.2017 № 01-06-287/КСП, п. 1.6 плана работы Контрольно-счетной палаты города на 2019 год, утвержденного распоряжением Председателя от 28.12.2018 № 01-06-177/КСП (переходящее).

По результатам проведенного мероприятия установлено следующее.

1. Программа персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Сургуте на 2016 – 2021 годы утверждена постановлением Администрации города Сургута от 08.11.2016 № 8249 «Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Сургуте на 2016 – 2021 годы». Информация о числе сертификатов и общем объёме финансового обеспечения сертификатов дополнительного образования (далее – СДО) представлена в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Число сертификатов дополнительного образования, на конец года — всего, не более (ед.)

6 439

8 009

8 009

8 009

Общий объем финансового обеспечения СДО на период действия программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (руб.) 53 196 328,04

160 886 193,75

160 915 544,10

160 943 558,49

2. Федеральными и региональными органами власти разработан и принят ряд документов, определяющих вопросы реализации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее – ПФДО), в том числе Основные требования[1] и Правила ПФДО ХМАО-Югры[2], которые носят рекомендательный характер.

Администрация города в вопросах реализации системы персонифицированного финансирования выборочно придерживается рекомендаций, изложенных в документах федерального и регионального уровней.

Механизм финансового обеспечения получения услуги по сертификатам дополнительного образования в рамках персонифицированного финансирования, реализуемый в городе Сургуте, соответствует Правилам ПФДО ХМАО-Югры, при этом не соответствует ст. 78, п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

3. Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО-Югры, Департаментом культуры ХМАО-Югры, Департаментом физической культуры и спорта ХМАО-Югры 23.07.2018 принят межведомственный приказ № 10-п-1059/09-ОД-152/01-09/196 «Об утверждении примерного Порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» (далее – Примерный Порядок). В соответствии с пунктом 3 Примерного Порядка значения базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов в части оказания муниципальных услуг «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» (рекомендованных к применению также при введении ПФДО) «утверждаются нормативным правовым актом муниципального образования». В муниципальном образовании такой нормативный правовой акт не принят.

При расчёте общего объёма финансового обеспечения сертификатов дополнительного образования используется показатель численности детей, обучение которых планируется осуществлять посредством СДО. От величины показателя численности детей, определяемой департаментом образования расчётным путём, напрямую зависит объём бюджетных средств, направляемых ежегодно на реализацию ПФДО. Однако документально закреплённый алгоритм определения значения плановой численности, с отсылкой на источники публикации величин[3], применяемых при его расчёте, отсутствует.

В целом отсутствует чёткий механизм определения общего объёма финансового обеспечения сертификатов дополнительного образования (объёма средств, направляемых на реализацию системы ПФДО). Поскольку величина общего объёма средств непосредственно участвует в расчёте размера номинала сертификата, отсутствует возможность подтвердить / опровергнуть экономическую обоснованность его (номинала сертификата) устанавливаемого размера.

4. Согласно пункту 79 Правил ПФДО ХМАО-Югры нормативная стоимость образовательной программы устанавливается в соответствии с порядком определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг «Реализация дополнительных общеобразовательных программ». Указанный порядок в форме самостоятельного (отдельного) документа в муниципальном образовании не утверждён. Действующие на территории города порядки определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание муниципального имущества регулируют нормативные затраты в исследуемой сфере фрагментарно и распространяют своё действие только на муниципальные организации, подведомственные департаменту образования.

Указанное не обеспечивает единого подхода к определению нормативной стоимости программ (рассчитываемой на основе указанных базовых нормативов), реализуемых в системе ПФДО муниципальными организациями, подведомственными Администрации города (например, учреждения культуры и туризма). Стоимость программ, реализуемых разными муниципальными учреждениями-поставщиками образовательных услуг в 2017 и 2018 годах, имеющих разную направленность (художественная, техническая, пр.) и разную продолжительность реализации (число часов программы), одинакова, что позволяет поставить под сомнение обоснованность их стоимости.

На момент проведения настоящего мероприятия чёткий и однозначный порядок определения нормативной стоимости программы (модуля программы) либо установленная и обязательная к применению формула её расчёта на уровне муниципалитета отсутствуют.

5. Постановление Администрации города от 04.10.2016 № 7339 «Об утверждении порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» противоречит требованиям ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности включения в муниципальное задание показателей, достижение которых осуществляется за счёт средств, не учитываемых при расчёте объёма субсидии на выполнение муниципального задания.

6. Согласно данным договоров, заключаемых между уполномоченной организацией[4] и поставщиками услуг дополнительного образования, их предметом является возмещение затрат. При этом, учёт фактических затрат, формируемых в результате оказания услуг, оплата за которые осуществляется средствами ПФДО, муниципальными учреждениями по факту не осуществляется, следовательно, перечисление платы за оказанные услуги не соответствует экономическому содержанию понятия «возмещение затрат» (как компенсации затрат на созданный и реализованный продукт).

Отсутствует документ, регламентирующий направление расходования средств от ПФДО, учитываемых муниципальными учреждениями-поставщиками услуг дополнительного образования как «Собственные доходы учреждения» (КВФО 2).

По результатам экспертно-аналитического мероприятия подготовлен отчёт от 19.02.2019 № КСП-01-18-1, который направлен в адрес Главы города, Председателя Думы города и Прокуратуры города Сургута.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                     В.И. Жуков


[1] Письмо Минобрнауки России от 03.07.2018 № 09-953 «О направлении информации» (вместе с «Основными требованиями к внедрению системы ПФДО в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утверждённых заместителем Министра образования и науки Российской Федерации И.П. Потехиной).

[2] Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 04.08.2016 № 1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Правила ПФДО ХМАО-Югры).

[3] Данные об общей численности детей в городе Сургуте в возрасте 5-18 лет; планируемые показатели охвата обучающихся в рамках системы ПФДО, предусмотренные Указами Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие образования» и рядом дорожных карт, регламентирующих вопросы деятельности дополнительного образования.

[4] Функции муниципальной уполномоченной организации выполняли: в 2017 году МАОУ ДО «Дельфин», в 2018 году – МАУ «Информационно-методический центр».