Заключение на проект решения Думы города «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на период нахождения в служебной командировке»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на период нахождения в служебной командировке»

 

«05» апреля 2019 г.                                                   № КСП-01-17-24

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведенной экспертизы представленного проекта решения Думы города «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на период нахождения в служебной командировке» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается установить лицам, замещающим муниципальные должности, и лицам, замещающим должности муниципальной службы, гарантию в виде сохранения денежного содержания (вместо среднего заработка) на период командировки. Проект решения подготовлен с учетом поручения Департамента финансов ХМАО – Югры, изложенного в письме от 15.01.2019 № 20-Исх-108.

По результатам экспертизы отмечаем, что рассматриваемый проект решения противоречит требованиям трудового законодательства по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

На основании ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

В силу пп. «е», «н» п. 2 Положения № 922 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, в том числе денежное содержание (заработок), начисленное муниципальным служащим (работникам) за отработанное время, а также премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

Пунктом 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее – Положение № 749), предусмотрено, что средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.

Предлагаемый проектом решения механизм расчета гарантии при направлении работника в служебную командировку исходя из денежного содержания (заработка), а не среднего заработка прямо противоречит ст. 167 ТК РФ, ст. 139 ТК РФ, а также Положению № 922, Положению № 749, поскольку при оплате труда за время нахождения работника в служебной командировке ему будет начисляться только денежное содержание, без учета премий, денежного поощрения по результатам работы за квартал (год) и других видов выплат, учитываемых при расчете среднего заработка.

На основании части седьмой ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В статье 251 ТК РФ под особенностями регулирования труда понимаютсянормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных (ст. 252 ТК РФ).

Таким образом, на муниципальных служащих в полной мере распространяется действие трудового законодательства о труде (общие нормы), за исключением случаев, когда специальные нормы (особенности регулирования труда муниципальных служащих) предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

Федеральный закон № 25-ФЗ, Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2007 № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон ХМАО – Югры № 113-оз) не предусматривают особенностей исчисления денежного содержания муниципальных служащих в период нахождения в служебной командировке.

Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» распространяются только на федеральных государственных гражданских служащих и не предусмотрены к применению для муниципальных служащих.

На основании вышеизложенного, при направлении в служебные командировки лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, применению подлежат общие нормы, установленные ст. 139 ТК РФ, ст. 167 ТК РФ.

Кроме того, установление гарантий лицам, замещающим муниципальные должности, и лицам, замещающим должности муниципальной службы, в виде сохранения денежного содержания за период командировки как за фактически отработанное время в настоящее время трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе к компетенции органов местного самоуправления не отнесено.

В соответствии со ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 3 ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Следовательно, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны установить только порядок и размеры возмещения командированным работникам расходов по проезду, найму жилого помещения, суточных расходов, иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Закона ХМАО – Югры № 113-оз регулирование отдельных вопросов денежного содержания муниципальных служащих осуществляется законами автономного округа и относится к полномочиям органов государственной власти ХМАО – Югры.

Установление или изменение размера гарантий по оплате труда за время нахождения работников в служебной командировке не входит в компетенцию органов местного самоуправления, так как в данном случае напрямую применяются соответствующие нормы ТК РФ (ст. 139, 167) и Положений № 922, № 749.

При этом в силу части седьмой ст. 11 ТК РФ иное правовое регулирование данного вопроса (особенности регулирования труда муниципальных служащих) может быть предусмотрено только федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата города считает возможным предложить Думе города рассмотреть проект решения «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на период нахождения в служебной командировке» после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                    В.И. Жуков

Ромаданова Алла Петровна

52-81-76