ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ДУМЫ ГОРОДА
«О БЮДЖЕТЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СУРГУТ
НА 2008 ГОД (I ЧТЕНИЕ)»
«09» октября 2007 г.
№ 12
1. Общие положения
Заключение на проект бюджета городского округа город Сургут на 2008 год, представленного на рассмотрение Думе города в I чтении, подготовлено в соответствии с требованиями статьи 187 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, п. 1 статьи 15 «Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут», утвержденного решением Думы города № 70-IV ДГ от 29.09.2006г., с внесенными изменениями от 28.06.2007г., на основании п.п.1 п.3 статьи 15 «Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута», утвержденного решением Думы города № 170-IV ДГ от 27.02.2007 года.
Настоящее заключение па проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)» подготовлено на основе проведенной внешней проверки Проекта решения Думы города, представленного Главой города Сургута.
2. Анализ соответствия проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)»
Бюджетному кодексу РФ и иным актам законодательства РФ,
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
и городского округа город Сургут
Проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)» внесен Главой города на рассмотрение Думой города и представлен в Контрольно-счетную палату 01.10.2007г. на 78 листах.
Одновременно с проектом решения Департаментом финансов Администрации города в Контрольно-счетную палату представлены дополнительные аналитические и расчетные материалы по вопросу «О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)» на 92 листах.
По составу показателей, которые должны содержаться в проекте решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)», проект соответствует нормам действующего законодательства (ст. 184 БК РФ и ст. 16 «Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут», утвержденного решением Думы города № 70-IV ДГ от 29.09.2006г. с внесенными изменениями от 28.06.2007года, за исключением пункта 5 статьи 16.
Следует отметить, что на рассмотрение проекта бюджета городского округа город Сургут в I чтении не внесен вопрос об установлении процента отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, что является предметом I чтения.
Проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)» сформирован в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 года № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Следует отметить, что согласно статьи 19 новой редакции Бюджетного кодекса РФ, вступающего в действие с 01.01.2008 года уточнен состав Бюджетной классификации Российской Федерации, включающий классификацию доходов, классификацию расходов, классификацию источников финансирования дефицита бюджетов и классификацию операций сектора государственного управления.
Распределение доходов и источников финансирования дефицита бюджета города на 2008 год, произведено в соответствии с новой редакцией.
3. О проекте бюджета городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)
3.1. Общая оценка проекта бюджета
В соответствии с представленным проектом бюджета городского округа город Сургут на 2008 год, параметры бюджета сформированы:
— по доходам в сумме 15 820 962 тыс.рублей;
— по расходам в сумме 17 459 912 тыс.рублей;
— дефицит бюджета и источники финансирования дефицита бюджета в сумме 1 638 950 тыс.рублей.
Исходной базой для разработки проекта бюджета города на 2008 год в соответствии со статьей 172 БК РФ явились: прогноз социально-экономического развития города Сургута на 2008 год и период до 2010 года, основные направления бюджетной и налоговой политики на 2008 — 2010 годы, составленные с учетом стратегических ориентиров, определенных в бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 годах», в Послании Главы города «Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики города Сургута на 2008-2010 годы», перспективном финансовом плане города Сургута на 2008-2010 годы, утвержденном распоряжением Главы города № 11 от 16.07.2007года (с учетом внесенных изменений распоряжением Главы города № 21 от 27.09.2007г.).
Параметры бюджета города Сургута на 2008 год спрогнозированы в условиях действующего на данный момент бюджетного и налогового законодательства, с учетом внесения изменений в федеральное законодательство, законодательство субъекта федерации, вступающих в действие с 2008 года, а также муниципальных правовых актов.
Новая редакция Бюджетного кодекса РФ, вступающая в действие с 01.01.2008 года предусматривает следующие изменения:
в состав неналоговых доходов включены доходы от продажи земельных участков, которые ранее учитывались в составе источников финансирования дефицита бюджета;
в состав источников финансирования дефицита бюджета включены бюджетные кредиты, предоставленные местными бюджетами, которые ранее учитывались в составе расходов бюджета.
Изменения коснулись и порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета ХМАО-Югры. На сегодняшний день, для обеспечения выполнения полномочий органов местного самоуправления, региональным органам власти предоставлено право устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта, либо предоставлять финансовую помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий.
Наиболее существенные изменения Бюджетного кодекса РФ связаны с совершенствованием методологии разработки, принятия и исполнения бюджета, предполагающей переход к среднесрочному бюджетному планированию и формированию бюджета на трехлетний период. В связи с чем, распоряжением Главы города от 16.07.2007г. № 11 утвержден перспективный финансовый план города Сургута на 2008-2010 годы (с учетом внесенных изменений распоряжением Главы города от 27.09.2007г. № 21).
Сформированные показатели проекта бюджета города на 2008 год, представленные для рассмотрения в I чтении, соответствуют перспективному финансовому плану на 2008-2010 годы.
3.2. Проектируемые показатели бюджета города по доходам на 2008 год (I чтение)
Для расчета поступлений по доходным источникам использовались следующие данные:
- основные показатели прогноза социально-экономического развития города Сургута на 2008 год и на период до 2010 года;
- ожидаемая оценка поступлений в бюджет города в текущем году;
- индексы-дефляторы изменения макроэкономических показателей, рекомендованные Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ;
- проектируемые объемы межбюджетных трансфертов, представленных департаментом финансов ХМАО-Югры;
- прогноз администраторов поступлений местного бюджета.
Согласно проекту решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)» в доход городского бюджета запланировано поступление доходов в сумме 15 820 962 тыс.рублей, что на 2 284 878 тыс.рублей или (на 16,8%) больше ожидаемых поступлений 2007 года (Приложение 1).
В 2008 году наполнение доходной части городского бюджета по видам поступлений выражается следующими данными:
Таблица 1 тыс. руб.
Виды поступлений |
Прогноз 2008 года |
Доля в доходах 2008 года |
Ожидаемая сумма поступлений в 2007 году |
Доля в доходах 2007 года |
Исполнение в 2006 году |
Доля в доходах 2006 года |
Доходы |
6 437 206 |
40 |
6 194 989 |
46 |
5 140 399 |
40 |
Налоговые доходы |
5 574 457 |
35 |
4 953 504 |
37 |
3 595 466 |
28 |
Неналоговые доходы |
862 749 |
5 |
1 241 485 |
9 |
1 544 933 |
12 |
Безвозмездные поступления |
8 023 155 |
51 |
5 921 910 |
44 |
7 681 458 |
60 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
1 360 601 |
9 |
1 419 185 |
10 |
— |
— |
Всего доходов |
15 820 962 |
100 |
13 536 084 |
100 |
12 821 857 |
100 |
Из вышеприведенной таблицы следует, что доля безвозмездных поступлений доминирует в объеме доходов бюджета города и составляет в 2007 году 44%, в прогнозе 2008 года 51% от общей суммы доходов.
Доля налоговых поступлений в собственных доходах городского бюджета возросла с 80% в 2007 году до 86,6% в 2008 году. Доля неналоговых доходов снизилась с 20% в 2007 году до 13,4% в 2008 году. Снижение поступлений доходов в бюджет города в 2008 году от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности к 2007 году составляет 4,2%.
Основное наполнение доходной части городского бюджета на 2008 год прогнозируется за счет следующих налоговых доходов:
- Налог на доходы физических лиц
Согласно проекту закона о бюджете ХМАО-Югры, дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц из бюджета округа для города Сургута на 2008 год составит 696 637, тыс.рублей или 7,5%. В 2008 году отчисления по данному налогу будут производиться по нормативу 47,5% (2007 году – 48,89%).
Поступления в городской бюджет по данному виду налога запланировано в объеме 4 400 767 тыс.рублей, что составляет 78,9% от плановых налоговых поступлений. По сравнению с ожидаемым исполнением бюджета 2007 года по данному виду налога в сумме 3 936 667 тыс.руб., запланирован рост на 464 100 тыс.руб. или 11,8%.
Следует отметить, прогнозное значение налога на доходы физических лиц соответствует инерционному варианту прогноза социально-экономического развития города, с учетом роста фонда оплаты труда в 2008 году в размере 15%.
- Налоги на совокупный доход
Размер налогов на совокупный доход в 2008 году составляет 569 635 тыс.рублей, отчисления по данному налогу будут производиться по нормативу 90%, в том числе:
— поступления по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2008 году запланированы в сумме 210 231 тыс.руб., что составляет 3,8% от налоговых поступлений в бюджет города. По сравнению с ожидаемым исполнением бюджета 2007 года по данному виду налога в сумме 191 642 тыс.рублей, запланирован рост на 18 589 тыс.рублей или 9,7%;
— поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2008 году запланированы в сумме 359 404 тыс.рублей, что составляет 6,4% от налоговых поступлений в бюджет города. По сравнению с ожидаемым исполнением бюджета 2007 года по данному виду налога в сумме 320 800 тыс.рублей запланирован рост на 38 604 тыс.рублей или 12%.
Прогнозные показатели по единому налогу на вмененный доход представлены администратором данного вида дохода – инспекцией ФНС России по городу Сургуту.
Для расчета налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, использовался индекс производства, который согласно прогнозу социально-экономического развития в 2008 году составит 109,7% к предыдущему году. Рост объемов производства ожидается за счет увеличения выпуска продукции и оказания более широкого спектра услуг.
- Земельный налог
Поступление налога в бюджет города в 2008 году прогнозируется в сумме 119 557 тыс.руб., что составляет 2,1% от суммы запланированных налоговых поступлений. В сравнении с ожидаемым исполнением бюджета 2007 года рост по данному налогу запланирован в сумме 2 126 тыс.рублей или на 1,8%.
Расчет поступлений земельного налога произведен, исходя из ожидаемой оценки поступлений 2007 года, с учетом увеличения объектов налогообложения в 2008 году. При расчете налога использовались данные отчета ФНС России по городу Сургуту «О налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу за 2006 год», а также сведения по площадям земельных участков, представленные Департаментом имущественных и земельных отношений.
При формировании проекта бюджета на 2008 год были учтены прогнозные показатели выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот по земельному налогу по данным представленным инспекцией ФНС России по городу Сургуту в сумме 160 852 тыс.рублей, из них:
— в соответствии с решением городской Думы от 26.10.2005г. № 505-IIIГД «Об установлении земельного налога» — 133 668 тыс.рублей;
— согласно ст. 395 главы 31 НК РФ — 27 184 тыс.рублей.
- Транспортный налог
Согласно представленному проекту бюджета на 2008 год поступления по налогу запланированы в сумме 432 298 тыс.руб., что составляет 7,8% от суммы плановых налоговых поступлений. Ожидаемое исполнение по данному налогу в 2007 году составляет 338 105 тыс.рублей, рост по данному налогу запланирован в сумме 94 193 тыс.рублей или на 27,9%.
Расчет прогнозных поступлений по транспортному налогу произведен, исходя из ожидаемой оценки поступлений в 2007 году, с учетом процента роста поступлений и переноса сроков уплаты транспортного налога с физических лиц за 2007 год на 2008 год, в соответствии с изменениями внесенными Законом ХМАО-Югры от 28.12.2006г. № 143-оз «О транспортном налоге в ХМАО-Югре».
5. Налог на имущество физических лиц
Согласно представленному проекту бюджета на 2008 год поступления по налогу на имущество физических лиц запланировано в сумме 9 000 тыс.рублей, что составляет 0,2% от суммы плановых налоговых поступлений. Ожидаемое исполнение по данному виду налога в 2007 году составляет 8 000 тыс. рублей, рост по данному виду налога запланирован в сумме 1 000 тыс.рублей или на 12,5%.
На протяжении ряда лет доля поступлений от налога на имущество физических лиц остается незначительной (удельный вес 0,06% в общем объеме доходов). Прогнозные поступления на 2008 год по налогу на имущество физических лиц представлены администратором данного вида дохода – инспекцией ФНС России по городу Сургуту).
При формировании проекта бюджета на 2008 год были учтены прогнозные показатели выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц по данным представленным инспекцией ФНС России по городу Сургуту в сумме 4 260 тыс.рублей, из них:
— в соответствии с решением городской Думы от 26.10.2005г. № 504-IIIГД «Об установлении налога на имущество физических лиц» — 831 тыс.рублей;
— согласно Закона РФ от 09.12.1991г. (с изменениями от 22.08.2004г.) № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц – 3 429 тыс.рублей.
6. Государственная пошлина
Сумма поступлений государственной пошлины в 2008 году определена в размере 43 200 тыс.рублей, что составляет 0,8% от суммы плановых налоговых поступлений. Ожидаемое исполнение по данному виду налога в 2007 году составляет 40 379 тыс. рублей, рост по данному виду налога запланирован в сумме 2 821 тыс.рублей или на 7%.
Расчет данного вида доходов произведен исходя из ожидаемой оценки по 2007 году, с учетом динамики поступления данного вида доходов, а также информации, представленной администраторами данного вида доходов.
В целом прогнозируемое поступление налоговых доходов в 2008 году составит 5 574 457 тыс.рублей, что больше ожидаемого исполнения бюджета по налоговым доходам в 2007 году на 620 953 тыс.руб. или 12,5%.
При составлении прогноза поступлений неналоговых доходов использовалась информация администраторов поступлений в бюджет города.
Неналоговые доходы, запланированы на 2008 год в объеме 862 749 тыс.рублей, снижение по отношению к ожидаемому объему поступлений в 2007 году на 378 736 тыс.рублей или на 30,5%.
Структура неналоговых доходов бюджета города 2007-2008г.г. выглядит следующим образом:
Таблица 2 тыс.руб.
Вид дохода |
2007 год |
2008 год |
||
Ожидаемое исп-ние (тыс.руб.) |
Уд.вес %
|
Проект (тыс.руб.) |
Уд.вес %
|
|
Неналоговые доходы, из них |
1 241 485 |
100 |
862 749 |
100 |
Доходы от использования муниципального имущества, из них: |
750 748 |
60,5 |
557 403 |
65 |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям |
20 079 |
1,6 |
3 114 |
0,4 |
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов |
15 344 |
1,2 |
1 624 |
0,2 |
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества |
686 107 |
55,3 |
529 684 |
61,4 |
Платежи от муниципальных унитарных предприятий |
20 222 |
1,7 |
13 715 |
1,6 |
Прочие доходы |
8 996 |
0,7 |
9 266 |
0,1 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
19 510 |
1,6 |
19 720 |
2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
157 560 |
12,6 |
180 436 |
21 |
Административные платежи и сборы |
32 |
—
|
—
|
|
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
63 297 |
5 |
67 766 |
8 |
Прочие неналоговые доходы |
251 645 |
20,3 |
37 424 |
4 |
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
— 1 307 |
1. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности
Согласно представленному проекту бюджета на 2008 год поступления доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, запланированы в сумме 557 403 тыс.руб., что составляет 64,6% от суммы плановых неналоговых поступлений. Ожидаемое исполнение в 2007 году составляет 750 748 тыс.рублей, снижение по данному запланированному виду доходов составляет 193 345 тыс.рублей или на 25,7%, снижение поступлений доходов от сдачи в аренду имущества объясняется, прежде всего приватизацией муниципальных предприятий, согласно принятому плану.
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, как и прежде, будут занимать наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов (65%), в том числе:
— доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, прогнозируются в объеме 379 470 тыс.рублей;
— доходы от сдачи в аренду имущества 150 214 тыс.рублей;
— отчисления от прибыли муниципальных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей 13 715 тыс.рублей. Расчет поступлений по данному источнику составлен администраторами, исходя из ожидаемых показателей финансовой — хозяйственно деятельности муниципальных унитарных предприятий за 2007 год, по нормативу 2007 года, утвержденному решением Думы города № 141-IVДГ от 26.12.2006 года.
— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам, предусмотрены в объеме 3 114 тыс.рублей.
— проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов в объеме 1 624 тыс.рублей. Основанием для расчета доходов этой части послужили графики возврата кредита и уплаты процентов к договорам кредитования.
2. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
Согласно представленному проекту бюджета на 2008 год доходы от продажи материальных и нематериальных активов по расчетам администраторов поступлений запланированы в объеме 180 436 тыс.рублей, что составляет 21% от суммы плановых неналоговых поступлений. Ожидаемое исполнение по данному виду доходов в 2007 году составляет 157 560 тыс.рублей, рост поступлений запланирован в сумме 22 876 тыс.рублей или на 14,5%.
3. Платежи при пользовании природными ресурсами
Согласно представленному проекту бюджета на 2008 год платежи при пользовании природными ресурсами запланированы в объеме 19 720 тыс.рублей, что составляет 2,3% от суммы плановых неналоговых поступлений. Ожидаемое исполнение по данному виду доходов в 2007 году составляет 19 510 тыс.рублей, рост поступлений запланирован в сумме 210 тыс.рублей или на 1,1%.
В бюджеты городских округов, согласно БК РФ, подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%. Расчет произведен, исходя из данных прогноза социально-экономического развития города Сургута на 2008-2010 годы, в котором предусмотрено поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему РФ по оптимистическому прогнозу в общем объеме 49 300 тыс.рублей.
4. Штрафы, санкции, возмещение ущерба
Согласно представленному проекту бюджета на 2008 год штрафы, санкции, возмещение ущерба запланированы в объеме 67 766 тыс.рублей, что составляет 7,9% от суммы плановых неналоговых поступлений. Ожидаемое исполнение по данному виду доходов в 2007 году составляет 63 297 тыс.рублей, рост поступлений запланирован в сумме 4 469 тыс.рублей или на 7%. При расчете данного вида доходов использовалась информация администраторов поступлений и темпы роста поступлений.
Межбюджетные трансферты в форме дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), субвенций из регионального фонда софинансирования расходов, а также иные виды межбюджетных трансфертов учтены в перспективном финансовом плане в объемах, доведенных письмом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 3676 от 14.09.2007 года.
Финансовая помощь из бюджетов других уровней в 2008 году предусмотрена в объеме 8 023 155 тыс.рублей, что на 2 111 491 тыс.рублей или на 35,7% больше поступлений 2007 года, из следующих региональных фондов:
1. Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в форме дотаций в объеме 2 427 377 тыс.рублей, ранее производимых за счет субсидий из фонда муниципального развития. Дотации направлены на финансирование жилищных программ ХМАО-Югры, также за счет дотации рекомендовано осуществить повышение ставки 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы.
2. Регионального фонда компенсаций в форме субвенций на выполнение делегированных государственных полномочий в объеме 2 574 045,9 тыс.рублей. В 2008 году сохранены все виды субвенций, предоставляемых в 2007 году. Кроме того, в составе субвенции из федерального бюджета по выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в учреждениях дошкольного воспитания, как новый вид расходов будут выделяться средства на администрирование рабочих мест, обслуживающих исполнение переданных полномочий.
3. Регионального фонда софинансирования расходов в объеме 2 897 438,5 тыс.рублей, который образован путем объединения фонда муниципального развития и фонда софинансирования социальных расходов, действующих в 2007 году. Из данного фонда предоставляются субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципалитета по вопросам местного значения.
4. Иные виды межбюджетных трансфертов в объеме 124 294,0 тыс.рублей на повышение денежного довольствия сотрудникам подразделений милиции общественной безопасности.
Согласно бюджетному законодательству в доходы местного бюджета подлежат зачислению доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Объем доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 2008 год определен на основании данных, представленных главными распорядителями бюджетных средств города и составляет 1 360 601 тыс.рублей, что на 58 584 тыс.рублей или на 4,3% ниже ожидаемого исполнения 2007 года.
3.3. Проектируемые показатели бюджета города по расходам на 2008 год (I чтение)
Общий объем расходов проекта бюджета города на 2008 год соответствует прогнозному параметру объема расходов и предельных объемов бюджетного финансирования расходов главных распорядителей бюджетных средств перспективного финансового плана на 2008 год.
Проектируемый объем расходов бюджета города на 2008 год сформирован исходя из расчета доходов бюджета, с учетом предельно допустимого объема дефицита, а также источников финансирования дефицита бюджета.
Расходы городского бюджета на 2008 год предусмотрены в объеме 17 459 912 тыс.рублей и распределены по следующим направлениям:
1. Расходы на исполнение расходных обязательств по вопросам местного значения – 13 465 454 тыс.рублей, из них:
— расходы на финансирование расходных обязательств муниципалитета по вопросам местного значения за счет средств местного бюджета – 10 443 722 тыс.рублей, в сумме определенной исходя из планируемых доходов и допустимого объема дефицита бюджета;
— расходы на софинансирование расходных обязательств муниципалитета по вопросам местного значения за счет субсидий из фонда софинансирования расходов – 2 897 438,5 тыс.рублей, в сумме доведенной письмом Департамента финансов ХМАО-Югры № 3676 от 14.09.2007 года. За счет средств фонда софинансирования расходов предполагается предоставление субсидий на выполнение расходных обязательств города, а также финансирование окружных программ:
- «Повышение безопасности дорожного движения в ХМАО-Югре» на 2004-2010 годы»;
- Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры» на 2005-2012 годы;
- «Развитие материально-технической базы социальной сферы ХМАО-Югры» на 2006-2010 годы;
- Развитие материально-технической базы дошкольных учреждений в ХМАО-Югре» на 2007-2010 годы;
- «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» на 2005-2015 годы, в части подпрограмм «Доступное жилье молодым»; «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югре».
— расходы на повышение денежного довольствия сотрудникам подразделений милиции общественной безопасности за счет иных видов финансовой помощи – 124 294 тыс.рублей, в сумме доведенной письмом Департамента финансов ХМАО-Югры № 3676 от 14.09.2007 года.
2. Расходы на исполнение делегированных государственных полномочий за счет субвенций из фонда компенсаций – 2 574 045,9 тыс.рублей, в сумме доведенной письмом Департамента финансов ХМАО-Югры № 3676 от 14.09.2007 года.
3. Расходы, осуществляемые за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 1 420 412 тыс.рублей. Расходы запланированы в объеме поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с учетом ожидаемых остатков средств текущего года на конец отчетного периода по расчетам главных распорядителей бюджетных средств.
В пояснительной записке к перспективному финансовому плану города Сургута на 2008-2010 годы, Департаментом финансов указано, что для формирования предельных объемов бюджетного финансирования на 2008 год по главным распорядителям бюджетных средств применен принцип структурирования показателей бюджета 2007 года, принятых за основу и приведенных в сопоставимые условия.
Из общей суммы расходов 2007 года были выделены расходы на оплату труда с начислениями, текущий ремонт, обслуживание долга, резервный фонд, реализацию национальных проектов и расходы капитального характера (увеличение стоимости основных средств, капитальное строительство, капитальный ремонт).
Ассигнования, за исключением указанных расходов, составили объем текущих расходов бюджета, направляемых на содержание муниципальных учреждений и городской инфраструктуры, в котором определен удельный вес каждого главного распорядителя бюджетных средств.
При сравнении общего объема расходов ожидаемых к исполнению за 2007 год (14 899 093 тыс.рублей) и проекта бюджета на 2008 год (17 459 912 тыс.рублей) наблюдается тенденция роста расходов. В целом расходы городского бюджета в проекте на 2008 год по сравнению с 2007 годом возросли на 2 560 819 тыс.рублей или на 17,2%.
Основной причиной увеличения расходов является запланированный объем поступлений субсидий из Регионального фонда софинансирования на финансирование окружной программы «Развитие материально-технической базы дошкольных учреждений в ХМАО-Югре» на 2007-2010 годы.
4. Дефицит бюджета и источники финансирования дефицита бюджета города
В соответствии с пунктом 3 статьи 92 БК РФ (в новой редакции, вступающей в действие с 01.01.2008г.), размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
В проекте решения Думы города вышеперечисленные параметры определены в следующем объеме:
— доходы бюджета города на 2008 год, без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в сумме 7 101 170,0 тыс.руб.
— предельный размер дефицита бюджета города на 2008 год в сумме 1 638 950,0 тыс.руб.;
— продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городских округов в сумме 187 267,0 тыс.руб.;
— изменение остатков средств на счете бюджета города в сумме 911 566,0 тыс.руб.
Следовательно, объем дефицита бюджета за вычетом поступлений от продажи имущества и изменений остатков средств на счете бюджета, составляет 540 117,0 тыс.руб. (1638950,0-187267,0-911566,0=540117,0), или 7,6% от доходов бюджета города на 2008 год, без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Таким образом, величина проектируемого дефицита бюджета города на 2008 год соответствует требованиям п.3 статьи 92 БК РФ.
В состав источников финансирования дефицита бюджета города включены:
1. Кредиты от кредитных организаций в валюте РФ:
1.1. получение кредитов от кредитных организаций в валюте РФ в сумме 807 584,0 тыс.руб.:
— кредит ЕБРР (кредитное соглашение от 21.06.2002г.) – 351 344,0 тыс.руб.;
— кредит ЕБРР (кредитное соглашение от 29.03.2007г.) — 156 240,0 тыс.руб.);
— получение кредитов от прочих кредитных организаций — 300 000,0 тыс.руб.;
1.2. погашение кредитов, предоставленных кредитными организациями в валюте РФ – 242 858,0 тыс.руб.:
— кредит ЕБРР (кредитное соглашение от 21.06.2002г.) — 242 858,0 тыс.руб.
2. Бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы РФ в сумме 200 000,0 тыс.руб.;
3. Бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте РФ:
3.1. предоставление бюджетных кредитов внутри страны в валюте РФ в сумме 606 638,0 тыс.руб.:
— по проекту развития коммунальных служб города — 429 953,0 тыс.руб.;
— по проекту реконструкции жилищного фонда города – 176 685,0 тыс.руб.;
3.2. возврат бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны в валюте РФ в сумме 382 029,0 тыс.руб.:
— погашение кредитов по проекту развитие коммунальных служб города -344 639,0 тыс.руб.;
— погашение кредитов от реализации инвестиционных проектов субъектов малого и среднего бизнеса – 33 432,0 тыс.руб.;
— погашение кредитов предоставленных на покупку и строительство жилья молодым семьям – 3 958,0 тыс.руб.;
4. Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городских округов акционерных обществ: ОАО «Ново-Фарм», ОАО «Аптека №3», ОАО «Декабрьская», ОАО «Городской рынок» и других предприятий на общую сумму 187 267,0 тыс.руб., сумма рассчитана исходя из котировок, существовавших на дату расчета показателей бюджета;
5. Кроме того, покрытие дефицита бюджета планируется производить за счет изменения остатков средств на счете местного бюджета в сумме 911 566,0 тыс.руб.
5. Заключение на проект решения Думы города
«О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год» (первое чтение)
На основе проведенной внешней проверки и анализа проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год», представленного Главой города Сургута, Контрольно-счетная палата считает возможным рекомендовать Думе города Сургута учесть изложенные в настоящем заключении замечания и принять к рассмотрению проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год» в первом чтении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты
И.Е.Маслов
Приложение № 1
Структура бюджета города по доходам в динамике за 2006-2008 гг
тыс.руб. | |||||||||
№ п/п | Наименование доходов | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||||
Исполнение года | Уд вес % | Утвержденный бюджет на 28.06.2007 | Уд вес % | Ожидаемое исполнение | Уд вес % | Проектируемые показатели бюджета на 1 чтение | Уд вес % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Налоговые доходы | 3 595 466 | 28% | 4 552 682 | 34% | 4 953 504 | 37% | 5 574 457 | 35% | |
1. | Налоги на прибыль | 2 682 430 | 21% | 3 565 925 | 27% | 3 936 667 | 29% | 4 400 767 | 28% |
1.1. | Налог на доходы физических лиц | 2 682 430 | 21% | 3 565 925 | 27% | 3 936 667 | 29% | 4 400 767 | 28% |
2. | Налоги на совокупный доход | 415 510 | 3% | 444 649 | 3% | 512 442 | 4% | 569 635 | 4% |
2.1. | Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы | 136 400 | 1% | 135 660 | 1% | 191 642 | 1% | 210 231 | 1% |
2.2. | Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 278 933 | 2% | 308 989 | 2% | 320 800 | 2% | 359 404 | 2% |
2.3. | Единый сельскохозяйственный налог | 177 | |||||||
3. | Налоги на имущество | 479 060 | 4% | 499 793 | 4% | 463 536 | 3% | 560 855 | 4% |
3.1. | Налог на имущество физических лиц | 6 528 | 0,3% | 9 200 | 0,1% | 8 000 | 9 000 | 0,06% | |
3.2. | Транспортный налог | 383 849 | 3,0% | 382 781 | 3% | 338 105 | 2% | 432 298 | 3% |
3.3. | Земельный налог | 88 683 | 0,7% | 107 812 | 1% | 117 431 | 1% | 119 557 | 1% |
4. | Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | -18 945 | 1 936 | 480 | |||||
5. | Государственная пошлина | 37 411 | 0,3% | 40 379 | 0,3% | 40 379 | 0,3% | 43 200 | 0,3% |
Неналоговые доходы | 1 544 933 | 12% | 1 377 083 | 10% | 1 241 485 | 9% | 862 749 | 5% | |
6. | Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 1 066 814 | 8% | 960 735 | 7% | 750 748 | 6% | 557 403 | 4% |
6.1. | Диведенды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности городских округов | 14 103 | 0,1% | 17 624 | 0,1% | 20 079 | 0,1% | ||
6.1. | Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам | 3 114 | 0,02% | ||||||
6.2. | Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств городских округов | 5 779 | 0,05% | 18 714 | 0,1% | 15 344 | 0,1% | 1 624 | 0,01% |
6.3. | Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности | 1 024 969 | 8% | 902 446 | 7% | 686 107 | 5% | 529 684 | 3% |
6.3.1. | Арендная плата за земли | 784 554 | 6% | 720 000 | 5% | 480 000 | 4% | ||
6.3.2. | Арендная плата и поступление от продажи права на заключение договоров аренды за земли (за исключением земель, предназначенных для целей жилищного строительства) | 321 762 | 3% | 240 000 | 2% | 240 000 | 2% | ||
6.3.2. | Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков | 379 470 | 2% | ||||||
6.3.3. | Арендная плата и поступление о продажи права на заключение договоров аренды за земли, предназначенные для целей жилищного строительства | 462 792 | 4% | 480 000 | 4% | 240 000 | 2% | ||
6.3.4. | Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов гос власти, органов МС, гос внебюдж фондов и созданных ими учр-ний (за исключением имущества автономных учр-ний) | 150 214 | 1% | ||||||
6.3.4. | Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности | 240 415 | 2% | 182 446 | 1% | 206 107 | 2% | ||
6.4. | Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий | 14 707 | 0,1% | 12 955 | 0,1% | 20 222 | 0,1% | 13 715 | 0,1% |
6.5. | Прочие поступления от использования имущества находящегося в муниципальной собственности | 7 256 | 0,1% | 8 996 | 0,1% | 8 996 | 0,1% | ||
6.5. | Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в гос и муниц соб-ти (за искл. Имущ-ва автоном учр-ний, а также имущ-ва гос и муниц унит. п/п, в том числе казенных) | 9 266 | 0,1% | ||||||
7. | Плата за негативное воздействие на окружающую среду | 17 619 | 0,1% | 19 510 | 0,1% | 19 510 | 0,1% | 19 720 | 0,1% |
8. | Прочие доходы бюджетов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 237 | |||||||
9. | Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 164 171 | 1% | 85 723 | 1% | 157 560 | 1% | 180 436 | 1% |
9.1. | Доходы от реализации имущества, находящегося в мун соб-ти | 124 352 | 1% | 60 194 | 0,5% | 127 766 | 1% | 99 260 | 0,6% |
9.2. | Доходы от продажи квартир | 39 819 | 0,3% | 25 529 | 0,2% | 29 794 | 0,2% | 35 100 | 0,2% |
9.3. | Доходы от продажи земельных участков, гос собс-ть на которые не разграничена и которые расположены в границах гор округов | 46 076 | 0,3% | ||||||
10. | Административные платежи и сборы | 242 | 32 | 32 | |||||
11. | Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 59 123 | 0,5% | 59 438 | 0,4% | 63 297 | 0,5% | 67 766 | 0,4% |
12. | Прочие неналоговые доходы | 253 871 | 2% | 251 645 | 2% | 251 645 | 2% | 37 424 | 0,2% |
13. | Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет | -17 144 | -1 307 | ||||||
Безвозмездные поступления | 7 681 458 | 60% | 5 862 940 | 44% | 5 921 910 | 44% | 8 023 155 | 51% | |
14. | От других бюджетов бюджетной системы | 7 655 821 | 60% | 5 852 694 | 44% | 5 911 664 | 44% | 8 023 155 | 51% |
14.1. | Дотации от других бюджетов бюджетной системы РФ | 3 989 428 | 31% | 1 902 739 | 14% | 1 902 739 | 14% | 2 427 377 | 15% |
14.2. | Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ | 1 700 270 | 13% | 2 244 895 | 17% | 2 278 239 | 17% | 2 574 046 | 16% |
14.3. | Средства получаемые по взаимным расчетам | 26 801 | 0,2% | ||||||
14.4. | Субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ | 1 939 322 | 15% | 1 705 060 | 13% | 1 730 686 | 13% | 2 897 438 | 18% |
14.5. | Иные межбюджетные трансферты | 124 294 | 1% | ||||||
15. | Прочие безвозмездные поступления | 25 637 | 0,2% | 10 246 | 0,1% | 10 246 | 0,1% | ||
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 1 419 185 | 11% | 1 419 185 | 10% | 1 360 601 | 9% | |||
Всего доходов | 12 821 857 | 100% | 13 211 890 | 100% | 13 536 084 | 100% | 15 820 962 | 100% |