Экспертиза проектов муниципальных правовых актов города Сургута

Стандарт

 «Экспертиза проектов муниципальных правовых актов города Сургута»

(рассмотрен на Коллегии Контрольно-счётной палаты города Сургута 08.11.2013, утвержден распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты города от 08.11.2013 № 01-06-88/13КСП, в редакции распоряжения от 31.01.2014 № 01-06-13/КСП)

1.  Общие положения

1.1.            Стандарт «Экспертиза проектов правовых актов города Сургута» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счётной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170 — IV ДГ (с изменениями от 20.06.2013 № 352-V ДГ) «О Контрольно-счетной палате города Сургута» (далее – Положение о Контрольно-счётной палате).

1.2.    Стандарт устанавливает общие принципы и требования к организации и проведению Контрольно-счетной палатой города Сургута (далее – КСП Сургута, КСП) экспертизы проектов муниципальных правовых актов города Сургута.

Стандарт не распространяется на порядок проведения экспертизы проектов муниципальных программ города Сургута, проектов изменений действующих муниципальных программ города Сургута, проектов бюджета на очередной финансовый год и плановый период, проектов отчета об исполнении бюджета.

1.3.      Стандарт является обязательным к применению всеми работниками КСП Сургута и привлеченными экспертами, участвующими в проведении экспертизы проекта муниципального правового акта.

1.4.      Экспертиза проектов муниципальных правовых актов осуществляется КСП Сургута на основании п.7 ч.2 ст.9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и п.9 ч.1 ст.9 Положения о Контрольно-счётной палате.

1.5.      Целью экспертизы проекта муниципального правового акта является выявление или подтверждение отсутствия нарушений и недостатков проекта муниципального правового акта (рисков принятия решений по формированию и использованию бюджетных средств и муниципального имущества города Сургута, создающих условия для последующего неправомерного и (или) неэффективного использования бюджетных средств и муниципального имущества города Сургута, невыполнения (неполного выполнения) задач и функций города Сургута). Экспертиза проекта муниципального правового акта не предполагает оценку общего социального, экономического эффекта от его реализации, определение масштаба и динамики негативных и позитивных социальных воздействий при принятии или непринятии муниципального правового акта. В пределах своей компетенции КСП Сургута вправе выражать свое мнение по указанным аспектам.

1.6.      Экспертиза проекта муниципального правового акта  включает оценку его соответствия основным направлениям государственной политики, установленным законами и иными правовыми актами  Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа Югры и муниципальными правовыми актами города Сургута в соответствующей сфере деятельности.

Заключение КСП Сургута по результатам экспертизы проектов муниципальных правовых актов не должно содержать политических оценок.

1.7.    Основными задачами экспертизы проектов муниципальных правовых актов являются оценки их положений на предмет:

– соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Ханты-Мансийского автономного округа Югры и муниципальных правовых актов города Сургута;

– отсутствия (минимизации) рисков принятия решений по формированию и использованию средств города Сургута, создающих условия для последующего неправомерного и (или) неэффективного использования бюджетных средств и муниципального имущества города Сургута, невыполнения (неполного выполнения) задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления города Сургута;

– обоснованности заявленных финансовых последствий принятия проекта муниципального правового акта;

– непротиворечивости, полноты и безызбыточности нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

1.8.     При проведении экспертизы проекта муниципального правового акта КСП Сургута в рамках своей компетенции вправе отражать возможные коррупциогенные риски, усматриваемые в ходе ее проведения.

1.9.    В соответствии с подпунктами 6 и 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ «О персональных данных» должностные лица органа местного самоуправления разработавшего муниципальный правовой акт по требованию сотрудников КСП осуществляющих экспертизу муниципального правового акта обязаны предоставлять запрашиваемую ими информацию, относящуюся к персональным данным. При этом, получение согласия субъектов персональных данных на обработку персональных данных не требуется.».

2.  Требования к проведению экспертизы проекта муниципального правового акта

2.1.    Объем экспертизы проекта муниципального правового акта (перечень обязательных к рассмотрению вопросов и глубина их проработки) определяется руководителем экспертизы, исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты представленных материалов и качества их оформления).

2.2.    При рассмотрении проекта муниципального правового акта учитывается опыт контроля формирования и использования средств города Сургута в соответствующей сфере деятельности, результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

2.3.    При проведении экспертизы проектов муниципальных правовых актов проводится изучение состояния правового регулирования в соответствующей сфере.

2.4.    В целях изучения состояния правового регулирования должны быть проанализированы законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа Югры и города Сургута, решения Конституционного Суда Российской Федерации и высших судебных органов Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения.

2.5.    При анализе конкретных норм проекта муниципального правового акта должны быть проанализированы смысл и содержание нормы, а также возможные последствия её применения.

2.6.    В ходе проведения экспертизы оценивается логичность проекта муниципального правового акта, которая предполагает последовательность, непротиворечивость правовых норм.

3.  Требования к оформлению результатов экспертизы

3.1.    По результатам проведения экспертизы составляется заключение КСП Сургута на проект муниципального правового акта (далее – заключение).

3.2.    Заключение состоит из вводной и содержательной частей.

3.3.    Во вводной части заключения указываются реквизиты документов, по результатам рассмотрения, на основании и с учетом которых проведена экспертиза, а также предмет регулирования проекта муниципального правового акта (при необходимости). Во вводной части заключения могут указываться привлеченные эксперты, чьи материалы были учтены при подготовке заключения.

3.4.    Примерная схема изложения оценок по результатам экспертизы в содержательной части заключения:

– соответствие проекта муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, муниципальным правовым актам  города Сургута;

– соответствие проекта муниципального правового акта действующим правовым актам в регулируемой муниципальным правовым актом сфере;

– обоснованность заявленных финансовых последствий принятия проекта муниципального правового акта;

– отсутствие внутренних противоречий, несогласованностей, дублирования норм, пробелов в регулировании;

– прочие суждения и оценки по результатам экспертизы.

3.5.    Все суждения и оценки, отраженные в заключении, должны быть обоснованы ссылками на действующее законодательство и положения  проекта муниципального правового акта.

3.6.    При обнаружении в ходе проведения экспертизы проекта муниципального правового акта коррупциогенных факторов в заключении должно быть сделано соответствующее указание.

3.7.    В заключении  КСП на проект нормативного правового акта не даются рекомендации по принятию (утверждению) или отклонению Думой города Сургута или Администрацией города Сургута представленного проекта муниципального правового акта.

3.8.    Заключение подписывается Председателем КСП Сургута и направляется в установленном порядке в Думу города Сургута, Главе города Сургута. Информация по результатам экспертизы направляется в прокуратуру города Сургута.