Заключение на проект решения Думы города «О порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей за счет средств местного бюджета»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города

«О порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей за счет средств местного бюджета»

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со ст. 44 Устава города; ч.5 ст.40 Регламента Думы города Сургута, утверждённого решением Думы города Сургута от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, Положением о Контрольно-счётной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, и на основании проведенной экспертизы представленного проекта решения Думы города «О порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей за счет средств местного бюджета».

Согласно пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140  БК РФ.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.

В соответствии с частью 7 статьи 65 Устава города Сургута порядок и случаи дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий определяются нормативными правовыми актами Думы города.

Обращаем внимание, что представленный проект решения Думы города по некоторым моментам не соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

1. В соответствии со статьями 7.4., 7.5. Закона ХМАО — Югры от 08.07.2005 № 62-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» город Сургут наделен следующими отдельными государственными полномочиями по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, проживающих в муниципальных образованиях автономного округа:

— предоставление детям в возрасте от 6 до 17 лет (включительно), проживающим на территории муниципального образования, путевок в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей;

— оплата стоимости услуг лиц, сопровождающих детей до места нахождения организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, и обратно;

— оплата страхования детей в период следования к месту отдыха и оздоровления и обратно и на период их пребывания в организациях, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, в том числе в лагерях с дневным пребыванием детей.

Наименование и содержание полномочия, указанного в п. 2 части 3 приложения к проекту решения Думы города, «обеспечение отдыха и оздоровления в форме выездных образовательных и тематических программ (проектов) для обучающихся, проявивших способности в различных сферах деятельности: оплата проживания, питания участников выездных образовательных и тематических программ (проектов)» не соответствует переданному полномочию.

Поскольку форма организации и обеспечения отдыха детей в рамках переданного полномочия — предоставление детям в возрасте от 6 до 17 лет (включительно) — путевок в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, то и средства местного бюджета должны расходоваться только на данные цели, то есть приобретение и предоставление путевок. Иные направления расходования средств, в том числе оплата проживания и питания участников выездных образовательных и тематических программ (проектов) будут являться самостоятельным расходным обязательством, не подпадающим под понятие переданного государственного полномочия. В указанном контексте законодательно установленное право осуществлять данные расходы в рамках переданного государственного полномочия у города отсутствует.

2. Пунктом 1 части 3 приложения к проекту решения определяется, что собственные материальные ресурсы и финансовые средства могут расходоваться на приобретение путевок в детский санаторий Краснодарского края. Ограничение перечня территорий, где может происходить отдых и оздоровление детей, только территорией Краснодарского края, и только одним детским санаторием является необоснованным.

По аналогии с п.п. 2.2.-2.4. порядка организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в ХМАО-Югре, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 27.01.2010 № 21-п (далее – Порядок ХМАО-Югры), предоставление путевок может осуществляться:

— в загородные оздоровительные лагеря, специализированные (профильные) лагеря, оздоровительно-образовательные центры, базы и комплексы, иные оздоровительные организации, деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей, расположенные за пределами ХМАО-Югры;

— в загородные оздоровительные лагеря, специализированные (профильные) лагеря, оздоровительно-образовательные центры, базы и комплексы, иные оздоровительные организации, деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей, расположенные на территории ХМАО-Югры;

— в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей.

Материалами к рассматриваемому проекту решения и нормативными документами не обосновывается выбор территории Краснодарского края в качестве места для отдыха и оздоровления детей.

3. В соответствии с пунктом 1.2. Порядка ХМАО-Югры путевки приобретаются уполномоченным органом за счет средств бюджета автономного округа, бюджетов муниципальных образований автономного округа, иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В связи с чем, рекомендуем дополнить часть 3 приложения к проекту решения нормой о том, что приобретение путевок за счет средств бюджета города осуществляется в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

4. Пунктом 2 части 3 приложения к проекту решения не определен круг лиц, на которых распространяется действие данного пункта.

5. Проектом решения не отражено каким образом будет осуществляться отбор детей.

6. Представленный к проекту решения расчёт расходов департамента образования на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей за счёт средств местного бюджета на 2013 год выполнен в нарушение предлагаемого к утверждению Порядка, а именно:

— отсутствует информация об объёме субвенции из бюджета ХМАО-Югры на выполнение переданных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей;

— отсутствует информация о потребности — количестве детей в возрасте от 6 до 17 лет (включительно), проживающих на территории муниципального образования, нуждающихся в отдыхе и оздоровлении;

— отсутствует расчёт бюджетных ассигнований, необходимых для организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, произведённый исходя из указанной выше потребности и в соответствии с нормативами, установленными муниципальными правовыми актами;

— в материалах, представленных к проекту решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов» содержалась информация о размере субвенций из окружного бюджета на организацию отдыха и оздоровления детей – 30 325,2 тыс.руб. Однако, сопоставить объём субвенций и расчётную потребность бюджетных ассигнований, и, соответственно, подтвердить правомерность осуществления расходов на данные цели за счёт средств местного бюджета не представляется возможным в связи с отсутствием расчёта бюджетных ассигнований, необходимых для организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей.

Следует отметить, что согласно расчёту департамента образования Администрации города стоимость услуг, оказываемых в один и тот же период (лето), но по разным направлениям существенно отличается (летняя творческая школа для одарённых детей – 1733 руб./день; летняя тематическая смена в детском санатории – 3158,2/день). Предлагаемый к утверждению Порядок данное расхождение не объясняет.

Таким образом, проект решения Думы города «О порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей за счет средств местного бюджета» не соответствует требованиям действующего законодательства РФ:

— наименование и содержание полномочия, указанного в п. 2 части 3 приложения к проекту решения, «обеспечение отдыха и оздоровления в форме выездных образовательных и тематических программ (проектов) для обучающихся, проявивших способности в различных сферах деятельности: оплата проживания, питания участников выездных образовательных и тематических программ (проектов)» не соответствует переданному полномочию. То есть является самостоятельным расходным обязательством, не подпадающим под понятие переданного государственного полномочия;

— необоснованно ограничен перечень территорий, где может происходить отдых и оздоровление детей, только территорией Краснодарского края, и только одним детским санаторием;

— отсутствует норма о том, что приобретение путевок за счет средств бюджета города должно осуществляться в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

— не определен круг лиц, на которых распространяется действие пункта 2 части 3 приложения к проекту решения, а также порядок отбора детей для предоставления им возможности отдыха и оздоровления за счёт средств бюджета города.

Представленный к проекту решения расчёт департамента образования выполнен в нарушение предлагаемого к утверждению Порядка, что позволяет предполагать неоднозначное толкование норм проекта решения на практике.

Учитывая вышеизложенное, Контрольно-счётная палата города Сургута рекомендует Думе города Сургута проект решения Думы города Сургута «О порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей за счет средств местного бюджета» в представленной редакции отклонить.

Председатель
Контрольно-счетной палаты
И.И.Володина