Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи спортсменам, тренерам и специалистам отрасли физической культуры и спорта за счет средств бюджета города Сургута»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменения в решение Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ
«О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи спортсменам, тренерам и специалистам отрасли физической культуры и спорта
за счет средств бюджета города Сургута»

«23» августа 2019 г.                                                 № КСП-01-17-40

 

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведенной экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи спортсменам, тренерам и специалистам отрасли физической культуры и спорта за счет средств бюджета города Сургута» (далее – проект решения).

По результатам экспертизы установлено следующее.

Решением Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ[1] предусмотрена дополнительная мера (ежемесячная выплата) за достижение спортивных результатов в соревновательной деятельности спортсменам муниципальных организаций физической культуры и спорта. Указанное решение:

— принято Думой города на неопределенный период, то есть по сроку действия не ограничено[2];

— содержит пункт 2, согласно которому Администрации города необходимо обеспечить финансирование дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете города на 2018 год и плановый период 2019 — 2020 годов.

Проектом решения предлагается слова «утверждённых в бюджете города на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» заменить словами «утверждённых в бюджете городского округа город Сургут».

Дополнительные меры социальной поддержки являются публичными нормативными обязательствами, которые должны исполняться в безусловном порядке в полном объеме.

Понятие «публичные нормативные обязательства[3]» введено Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Согласно пункту 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ законом (решением) о бюджете утверждается общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

Частью 13 решения Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ[4] утвержден общий объем бюджетных ассигнований бюджета городского округа город Сургут, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств на 2019 год в сумме 324 561 980,00 рубля, на 2020 год в сумме 317 475 980,00 рубля и на 2021 год в сумме 297 605 580,00 рубля.

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса РФ непосредственно оплата денежных обязательств должна осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств[5]. В отношении оплаты денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам установлено, что она может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований, то есть без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие, так как бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом (иным нормативным правовым актом) и подлежат исполнению в силу закона.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ при внесении изменений в сводную бюджетную роспись[6] уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.

Таким образом, дополнительные меры социальной поддержки имеют особый порядок утверждения и исполнения, поскольку являются обязательствами муниципального образования перед гражданами и должны быть предусмотрены бюджетом города в полном объеме.

Вместе с тем, дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 Справочно:

— решением Думы города от 26.12.2017 № 205-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2018 год и плановый период 2019 — 2020 годов» на реализацию дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи спортсменам, тренерам и специалистам отрасли физической культуры и спорта[7] были утверждены бюджетные ассигнования в размере по 1 117 644,00 рублей ежегодно;

— решением Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ на эти же цели[7] утверждены бюджетные ассигнования в размере по 1 697 580,00 рублей ежегодно.

Таким образом, ежегодное увеличение объема бюджетных ассигнований на финансирование рассматриваемых дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных в бюджете города на 2019-2021 годы, по сравнению с периодом 2018-2020 годов составило (+) 579 936,00  рублей или (+) 51,9%.

В отсутствие информации о возможном числе спортсменов муниципальных организаций физической культуры и спорта, имеющих право в последующих периодах претендовать на получение установленных выплат, провести финансово-экономическую экспертизу и, соответственно, оценить наличие / отсутствие возможности финансирования дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи спортсменам за счет местного бюджета в последующие периоды не представляется возможным.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и города Сургута, в частности, необходимость реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности системы социального обеспечения населения и оптимизацию мер социальной поддержки населения исходя из соблюдения принципов адресности и нуждаемости[8], и проведение инвентаризации и пересмотра действующих расходных обязательств в целях сокращения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления[9], считаем целесообразным рекомендовать принимать расходные обязательства в виде дополнительных мер социальной поддержки ежегодно, исходя из возможностей бюджета города на соответствующий финансовый год и плановый период. В связи с чем, предлагаем рассмотреть возможность внесения изменений в пункт 3 решения Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ в части уточнения срока его действия, например, дополнив его словами «и действует до 31.12.2021[10] (или до 31.12.2022[11])».

Таким образом, полагаем, что проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи спортсменам, тренерам и специалистам отрасли физической культуры и спорта за счет средств бюджета города Сургута» не противоречит действующему законодательству, и может быть рассмотрен Думой города с учётом предложения, изложенного в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                      В.И. Жуков

Л.А. Бережная
52-83-63

Н.М. Бузорина
52-81-68

А.П. Ромаданова
52-81-76


[1] Решение Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи спортсменам, тренерам и специалистам отрасли физической культуры и спорта за счет средств бюджета города Сургута» (далее — решение Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ).

[2] Пункт 3 решения Думы города от 02.04.2010 № 720-IV ДГ: «Настоящее решение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010».

[3] Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

[4] Решение Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» (далее — решение Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ).

[5] Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде, статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

[6] Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

[7] Подпрограмма «Управление отраслью физической культуры и спорта», основное мероприятие «Дополнительная мера социальной поддержки спортсменам муниципальных организаций физической культуры и спорта за достижение спортивных результатов в соревновательной деятельности», целевая статья 05.5.03.00000.

[8] Пункт 2 раздела II распоряжения Правительства ХМАО — Югры от 14.09.2018 № 464-рп «Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, характеристиках проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

[9] Раздел III постановления Администрации города Сургута от 12.10.2018 № 7743 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов».

[10] Период определен в рамках действующего трехлетнего бюджетного периода 2019-2021 годов.

[11] С учетом проводимой в настоящее время работы по формированию проекта бюджета города на период 2020-2022 годов.