Результаты проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных в бюджете на 2009 год в виде субсидий на возмещение затрат в связи с предоставлением бесплатного проезда гражданам старшего поколения на сезонных автобусных маршрутах

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2010 год, утвержденным решением Думы города Сургута от 29.12.2009 № 676-IV ДГ, проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных в бюджете на 2009 год в виде субсидий на возмещение затрат в связи с предоставлением бесплатного проезда гражданам старшего поколения на сезонных автобусных маршрутах

 По результатам проверки установлено:
1. Решением Думы города Сургута от 28 мая 2009 года №558-IVДГ внесены изменения в решение Думы города Сургута от 29 ноября 2007 года №313-IVДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города Сургута, на 2009-2010 годы» в части предоставления права бесплатного проезда гражданам старшего поколения на сезонных автобусных маршрутах в период с 1 мая по 15 октября 2009 г.
2. В связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки гражданам старшего поколения внесены изменения в бюджет города — утверждены бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение затрат в связи с предоставлением бесплатного проезда гражданам старшего поколения на сезонных автобусных маршрутах в размере 5164 тыс.руб. Бюджетные ассигнования для предоставления субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам утверждены в размере 366 374 тыс.руб.
3. В 2009 году действовали два Порядка предоставления субсидий по пассажирским перевозкам, применение которых могло привести к двойному субсидированию сезонных маршрутов:
— в первом случае по сезонному маршруту рассчитывается субсидия вне зависимости от категории перевозимых пассажиров;
— во втором случае рассчитывается субсидия по льготной категории граждан по тому же маршруту.
Действующими Порядками не разработана методика формирования расходов (затрат) по сезонным маршрутам применительно к двум видам субсидирования по одному и тому же маршруту.
4. Муниципальным учреждением «Дорожно-транспортная Дирекция» (Дирекция) утвержденные Порядки предоставления субсидий не соблюдались, фактические доходы и расходы Перевозчиков для расчета субсидий не принимались. Фактически примененный порядок расчета субсидий Дирекцией исключил двойное субсидирование по сезонным автобусным маршрутам.
5. На основании анализа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Траффик» (Перевозчик), сведений по себестоимости городских пассажирских перевозок, представленных Дирекции Перевозчиком, можно сделать вывод, что общество предоставило недостоверную информацию. Расходы общества по данным годовой бухгалтерской отчетности меньше расходов, представленных Дирекции на 8 736,8 тыс.руб. Допущена переплата субсидий ООО «Траффик»в размере 1 841 тыс.руб.
6. Контроль фактических расходов, связанных с пассажирскими перевозками, субсидируемых из бюджета города Дирекцией не осуществлялся. В свою очередь департаментом городского хозяйства Администрации города не осуществлялся контроль за правильностью расчета размера субсидий.
Предложение Контрольно-счетной палаты города по заключению №22 от 26 марта 2009 года по проверке целевого и эффективного использования средств местного бюджета, предусмотренных в бюджете на 2008 год в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам в СГМУП «СПОПАТ», ООО «Траффик» — усилить контроль за достоверностью предоставляемой информации Перевозчиками, департаментом городского хозяйства Администрации города и МУ «Дорожно-транспортная Дирекция» оставлено без внимания.
7. Производственная программа 2009 года по сезонным автобусным маршрутам выполнена на 99% — из запланированных 16 176 рейсов выполнено 16 124 рейса. Регулярность движения сезонных автобусных маршрутов соответствует уровню регулярности, установленному условиями заключенных договоров.
8. Контроль регулярности выполнения рейсов с применением автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ) по техническим причинам был невозможен из-за удаленности отдельных участков маршрута от зоны покрытия радиосигнала. Система АСДУ позволяла отслеживать движение автобуса по маршруту в режиме реального времени до крайней точки зоны покрытия радиосигнала.
Дирекцией выборочно проводились контрольные проверки регулярности движения сезонных автобусных маршрутов на предмет однократного прибытия на остановку, по результатам которых нарушений не установлено. Проведено всего 14,6% проверок от предусмотренного договорами количества проверок, что указывает на недостаточный контроль и нарушение условий заключенных договоров со стороны Дирекции . Контрольные проверки на предмет количества перевезенных пассажиров льготной категории граждан не проводились.
9. В нарушение Приказа Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года №200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» расписания движения автобусов сезонных маршрутов разработаны не по установленной форме.
В паспортах автобусных маршрутов №111, 113, 118 отсутствуют акты замера расстояния от конечного пункта маршрута до автохозяйства.
Расхождения между протяженностью маршрута по данным паспортов автобусных маршрутов и протяженностью по утвержденным расписаниям, выявлены по всем маршрутам.
10. В нарушение ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» хозяйственная операция – реализация «контрольных билетов автобусных льготной категории граждан» не подтверждается первичными учетными документами. Принятый Перевозчиками порядок учета вызывает сомнение в достоверности отчетных данных о количестве перевезенных пассажиров льготной категории граждан.
11. Анализ затрат бюджета города по субсидированию сезонных автобусных маршрутов на один километр пробега показывает, что наименьшие затраты по ОАО «СПОПАТ». Затраты других Перевозчиков значительно больше по сравнению с затратами ОАО «СПОПАТ»: ООО «Траффик» на 31,2%; ООО ТК «Призвание» на 44,5%; ООО «Автоэкпресс» на 74,9%.
12. Документальной проверкой в ООО ТК «Призвание» (Перевозчик) установлено:
12.1 Обществом допущены нарушения статьи 30 Федерального закона РФ от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», пункта 12.2 Устава Общества, предусматривающего создание резервного фонда.
12.2 Обществом не обеспечен раздельный учет доходов и расходов по субсидируемому виду деятельности – городские пассажирские перевозки. Годовая бухгалтерская отчетность не соответствует требованиям Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
12.3 Учетная политика Общества для целей бухгалтерского и налогового учета предусматривает применение ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», однако не предусмотривает формирование расходов по субсидируемым пассажирским перевозкам в составе расходов по обычным видам деятельности. Обществом некорректно применен порядок распределения расходов — «расходы, подлежащие распределению предварительно отражать на счете 20». Балансовый счет 20 предназначен для отражения прямых расходов, связанных непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
12.4 В нарушение требований положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 Обществом не раскрыта информация в бухгалтерской отчетности по основным средствам, в части принятия сроков полезного использования по основным средствам, бывшим в употреблении.
В нарушение постановления Правительства РФ от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» Обществом не правильно применен порядок включения в амортизационные группы автобусов марки ПАЗ 4230. Инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы №ОС-6 заполнены с нарушениями требований постановления Госкомитета РФ по статистике от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету основных средств».
12.5 Обществом допускаются нарушения условий квалификационных требований к участникам открытого конкурса на право осуществления маршрутных пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования на территории города – это наличие трудовых ресурсов, оформленных на работу на постоянной основе.
Выборочной проверкой билетно-учетных и контрольно-путевых листов кондукторов установлены факты «постоянной периодичности» — одни и те же водители на одних и тех же автобусах в течение рабочего дня работают по маршрутам различных Перевозчиков. Водители не оформлены на работу на постоянной основе и не являются работниками ООО ТК «Призвание». Транспортные средства Общество арендует у ООО «Автотриада», затраты связанные с арендой в полном объеме относит на расходы по городским пассажирским перевозкам.
12.6 На основании данных бухгалтерского учета Общества по учету и списанию горюче-смазочных материалов (ГСМ) не представляется возможным определить фактический расход ГСМ по субсидируемым маршрутам, равно как и тот факт, что предъявленные счета на оплату за ГСМ являются расходами Общества. Заправочные карты в 2009 году не были закреплены за водителями.
12.7 Выборочной проверкой лицевых счетов, билетно-учетных и контрольно-путевых листов кондукторов установлено, что часть кондукторов ООО ТК «Призвание» фактически работали на коммерческих маршрутах перевозчика ООО «АП «Автолайн», заработная плата начислялась в Обществе.
12.8 В нарушение Приказа Минтранса РФ от 20 августа 2004 года №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» установлены случаи, когда продолжительность ежедневной работы (смены) водителей на перевозке пассажиров превышала 12 часов (в отдельных случаях – 18,7 часов).
К проверке не предоставлены письменные согласия водителей и кондукторов на привлечение к сверхурочной работе (в нарушение статьи 99 ТК РФ), а также документальное подтверждение предоставления дополнительных отпусков вместо оплаты за сверхурочную работу в размере, установленном ТК РФ.
В нарушение статьи 99 ТК РФ работодателем не обеспечен учет сверхурочных работ по унифицированной форме №Т-13, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1.
12.9 Обществом необоснованно отнесены расходы по выплате премии в размере 204 543 руб. на расходы по основному виду деятельности – пассажирские перевозки. Положением о премировании предусмотрено отнесение такого вида выплат к несистемным выплатам за счет прибыли Общества.
Проверка первичных бухгалтерских документов, порядка ведения бухгалтерского учета позволяет утверждать, что в расходах Общества присутствуют расходы других организаций.
Из-за отсутствия раздельного учета затрат по пассажирским перевозкам на субсидируемые и иные маршруты не представляется возможным подтвердить фактические расходы, отраженные в отчетных данных, представленных Дирекции.

13. В связи с отсутствием контроля за использованием муниципального имущества, переданного в аренду (субаренду) допущено:
— неэффективное использование муниципального имущества — земельного участка. Получателем субсидий из бюджета города по регулируемому виду деятельности отражены расходы по субаренде земельных участков, превышающие установленную на 2009 год арендную плату на сумму 12 909 654,7 руб.
— использование земельного участка с нарушением условий его целевого назначения (для эксплуатации части нежилого здания, предназначенного под холодный склад запчастей и гараж, расположенный на первом этаже 1-этажного нежилого здания), предусмотренных договором об аренде.
Заключение Контрольно-счетной палаты города по итогам проверки от 25.06.2010 №60 направлено в адрес Главы города и Председателя Думы города.

Председатель
М.В. Ольшанникова