МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ
«О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений»
« 09 » октября 2019 года № КСП-01-17-60
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 9 Закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ[1], статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается обеспечить финансирование дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений (далее – дополнительная мера поддержки) в пределах бюджетных ассигнований, утверждённых в бюджете города на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.
По результатам экспертизы установлено следующее.
1. Дополнительная мера социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений, установленная решением Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ, относится к публичным обязательствам. Понятие «публичные обязательства» предусмотрено статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и означает «обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации)».
Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и города Сургута, в частности, необходимость реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности системы социального обеспечения населения и оптимизацию мер социальной поддержки населения исходя из соблюдения принципов адресности и нуждаемости[2], и проведение инвентаризации и пересмотра действующих расходных обязательств в целях сокращения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесённых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления[3], считаем целесообразным уточнить срок действия решения Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ[4] (например, дополнив его частью 2.1. в следующей редакции: «Настоящее решение действует до 31.12.2022[5]») путём внесения соответствующих изменений в проект решения.
2. Согласно пояснительной записке департамента образования Администрации города (представлена в составе материалов к проекту решения, далее – пояснительная записка ДО) дополнительная мера поддержки в виде бесплатной перевозки детей до школы и обратно предоставляется отдельным обучающимся, проживающим в кооперативах и посёлках, расположенных на территории города Сургута, с целью обеспечения транспортной доступности образовательных организаций города.
Финансирование дополнительной меры поддержки осуществляется за счёт средств бюджета города.
В составе материалов к проекту решения имеется финансово-экономическое обоснование (приложение к пояснительной записке ДО), в котором указаны расходы бюджета на предоставление вышеуказанной меры социальной поддержки:
— в 2020 году – 13 266 944,93 рублей;
— в 2021 году – 13 487 946,29 рублей;
— в 2022 году – 12 291 938,93 рублей.
Данные объёмы финансового обеспечения рассчитаны исходя из стоимости 1 часа оказания транспортных услуг, которая согласно приложению к пояснительной записке ДО составляет:
— 699,99 рублей – в течение учебного года (подвоз в МБОУ СОШ №№ 4, 15, 22, 44), за исключением каникулярных, актированных дней и дней карантина;
— 1 083,34 рублей – в течение учебного года (подвоз в МБОУ СОШ № 20), за исключением каникулярных, актированных дней и дней карантина;
— 1 021,99 рублей – в период функционирования лагеря с дневным пребыванием детей.
При этом 699,99 рублей и 1 021,99 рублей – это стоимость 1 часа транспортных услуг в соответствии с действующими контрактами, заключенными до 31.12.2020 года, а 1 083,34 рублей – стоимость, сформированная на основании коммерческих предложений, согласно которым перевозку детей предлагается осуществлять автобусами марки Mercedes-Benz-2232L5.
В ходе контрольного мероприятия, проведённого в 2018 году по вопросу предоставления дополнительной меры социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений[6], установлено, что подвоз детей в школы осуществляется, в том числе, автобусами марки ПАЗ 3205370. Кроме того, в технических заданиях к действующим контрактам содержатся общие требования к автотранспортным средствам (год выпуска, категория, оснащённость), а не определённые марки автобусов. В связи с чем отмечаем, что формирование объёма финансового обеспечения предоставления дополнительной меры поддержки исходя из стоимости 1 часа оказания транспортных услуг автобусами марки Mercedes-Benz-2232L5, указанной в коммерческих предложениях, необоснованно. Рекомендуем Администрации города учесть данное замечание при формировании проекта бюджета городского округа город Сургут на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом предложения, изложенного в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бакина Лариса Александровна
тел. 52-83-83
Ромаданова Алла Петровна
тел. 52-81-76
[1] Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изменениями).
[2] Пункт 2 раздела II распоряжения Правительства ХМАО — Югры от 14.09.2018 № 464-рп «Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, характеристиках проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
[3] Раздел III постановления Администрации города Сургута от 12.10.2018 № 7743 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».
[4] Решение Думы города от 27.12.2013 № 454-V ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки обучающихся муниципальных образовательных учреждений».
[5] С учетом проводимой в настоящее время работы по формированию проекта бюджета города на период 2020-2022 годов.
[6] Отчёт от 10.08.2018 № 01-18-51 о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2017 году и текущем периоде 2018 года на предоставление обучающимся муниципальных образовательных учреждений города Сургута дополнительной меры социальной поддержки в виде бесплатной перевозки до места обучения и обратно (выборочно)».