МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ
«О Положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут»
« 18 » октября 2019 г. № КСП-01-17-62
Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведенной экспертизы представленного проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут» (далее – проект решения).
Проект решения подготовлен департаментом финансов Администрации города в связи с «необходимостью приведения норм Положения[1] в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральными законами от 25.12.2018 № 494-ФЗ, от 26.07.2019 № 199-ФЗ, от 02.08.2019 № 278-ФЗ, от 02.08.2019 № 307-ФЗ» (из пояснительной записки к проекту решения).
I. Проектом решения предлагается уточнить бюджетные полномочия органов местного самоуправления и финансового органа, составы проекта бюджета города и отчетов об исполнении бюджета города. По результатам экспертизы проекта решения нарушения бюджетного законодательства не выявлены. В целях обеспечения идентичности изложения проекта решения Бюджетному кодексу РФ и исключения неоднозначного понимания утверждаемых норм предлагаем разработчику проекта решения следующее.
1. В пункте 2 части 6 приложения к проекту решения слова «пояснительная записка к годовому отчету об исполнении бюджета города, составленная в соответствии с требованиями бюджетного законодательства» заменить словами «пояснительная записка к нему, содержащая анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, и сведения о выполнении муниципального задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований» в соответствии с пунктом 2 статьи 264.5 Бюджетного кодекса РФ.
2. Пункт 2 части 2 приложения к проекту решения в соответствии с нормами статей 78.2, 79, 80 Бюджетного кодекса РФ изложить в следующей редакции:
«2) Часть 31 изложить в следующей редакции:
«31. Устанавливает порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты; порядок принятия решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление субсидий из местных бюджетов на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий; порядок принятия решений о предоставлении субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств местного бюджета и порядок предоставления субсидий, включая требования к соглашениям о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления; порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств местного бюджета.».
3. Поскольку пунктом 2 части 4 приложения к проекту решения предлагается состав проекта бюджета, установленный частью 9 статьи 8 Положения, дополнить информацией о распределении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, то есть по сути представляется информация о реализации субсидий на капитальные вложения и бюджетных инвестиций, предусмотренных статями 78.2, 79 Бюджетного кодекса РФ, в разрезе объектов, то в целях предоставления информации о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, предлагаем часть 4 приложения к проекту решения дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3) часть 9 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11) распределение бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций из местного бюджета, планируемых к предоставлению юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.».
Дополнение решения представительного органа о бюджете города данным положением позволит:
— нормативно закрепить перечень юридических лиц с указанием объема и цели предоставляемых им бюджетных инвестиций по аналогии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ в отношении федерального бюджета;
— обеспечить полную прозрачность направления и расходования средств местного бюджета на предоставление бюджетных инвестиций и субсидий на капитальные вложения в разрезе объектов и/или в разрезе юридических лиц.
4. Пунктом 3 части 2 приложения к проекту решения предлагается статью 4 Положения дополнить полномочием Администрации города в части установления порядка оценки налоговых расходов городского округа город Сургут. В связи с чем, на основании статьи 174.3. Бюджетного кодекса РФ также предлагаем дополнить Положение нормой, где будет определён орган, осуществляющий эту оценку налоговых расходов.
II. В соответствии с полномочиями Контрольно-счетной палаты города по анализу бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовке предложений, направленных на его совершенствование, по результатам исследования изменений Бюджетного кодекса РФ, внесенных Федеральными законами от 25.12.2018 № 494-ФЗ, от 26.07.2019 № 199-ФЗ, от 02.08.2019 № 278-ФЗ, от 02.08.2019 № 307-ФЗ, предлагаем рассмотреть возможность внесения следующих изменений в Положение:
1. Дополнить часть 13 статьи 3 Положения после слов «(за исключением субсидий муниципальным учреждениям)» словами «, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ,» с целью приведения редакции изложения нормы в соответствие с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
2. Исключить из бюджетных полномочий Администрации города, установленных статьей 4 Положения, часть 21 следующего содержания «21. Устанавливает порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», поскольку согласно изменениям, внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ, с 01.01.2020 пункт 5 статьи 160.2-1 излагается в новой редакции: «внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита».
Так как пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ в вышеуказанной формулировке вступает в силу с 01.01.2020, то и срок вступления в силу нормы об исключении пункта 21 статьи 4 Положения предлагаем установить с 01.01.2020.
3. Дополнить статью 4 Положения частью следующего содержания «Устанавливает порядок определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной (муниципальной) гарантии в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала», так как Федеральным законом от 02.08.2019 № 278-ФЗ Бюджетный кодекс РФ дополнен статьей 115.3, пунктом 4 которой установлены вышеуказанные полномочия местной администрации.
Поскольку положения статьи 115.3 Бюджетного кодекса РФ применяются с 01.01.2020, то и срок вступления в силу данной нормы предлагаем предусмотреть с 01.01.2020.
4. Дополнить статью 5 Положения частью следующего содержания «Проведение мониторинга качества финансового менеджмента, включающего мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, в отношении главных администраторов средств местного бюджета в установленном финансовым органом порядке», поскольку Федеральным законом РФ от 26.07.2019 № 199-ФЗ статья 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ дополнена пунктом 6, в том числе о том, что мониторинг качества финансового менеджмента, включающий мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, проводится финансовым органом в установленном им порядке в отношении главных администраторов средств местного бюджета.
5. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ в пункт 2 статьи 157, пункт 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса РФ, необходимо уточнить бюджетные полномочия Контрольно-счетной палаты города. В связи с чем, часть 4 приложения к проекту решения предлагаем изложить в новой редакции:
«4. В статью 6 приложения к решению внести следующие изменения:
1) пункт 6 части 1 изложить в следующей редакции:
«6) подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита внутреннего финансового аудита;»;
2) пункт 7 части 1 изложить в следующей редакции:
«7) контролю за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий муниципальных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета;».
С учетом предложенных изменений часть 4 приложения к рассматриваемому проекту решения необходимо считать частью 5; часть 5, соответственно, частью 6 и так далее.
Учитывая сроки вступления в силу Федерального закона РФ от 26.07.2019 № 199-ФЗ, предлагаем уточнить срок вступления в силу отдельной нормы приложения к проекту решения, дополнив проект частью 4 в следующей редакции:
«4. Положения части 4 приложения к настоящему решению распространяются на правоотношения, возникшие с 06.08.2019».
6. Определить орган, ответственный за исполнение бюджетного полномочия, предусмотренного абзацем седьмым пункта 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ, по установлению, детализации и определению порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету.
Отмечаем, что статьей 5 Положения установлены бюджетные полномочия[2] департамента финансов Администрации города во исполнение статей 20, 21, 23 Бюджетного кодекса РФ. Вместе с тем, бюджетное полномочие, установленное абзацем седьмым пункта 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ, предусматривает более широкие функции муниципального образования в части регулирования вопросов бюджетной классификации[3].
7. С целью анализа выпадающих доходов бюджета города и результатов их оценки дополнить часть 2 статьи 9 Положения пунктом 4 следующего содержания:
«4) отчет об оценке налоговых расходов[4] муниципального образования за отчетный финансовый год, оценке налоговых расходов муниципального образования на текущий финансовый год, оценке налоговых расходов муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период» по аналогии со статьей 192 Бюджетного кодекса РФ.».
Поскольку положения статьи 174.3 Бюджетного кодекса РФ в отношении муниципальных образований применяются с 01.01.2020, то и срок вступления в силу данной нормы предлагаем предусмотреть с 01.01.2020.
8. Исключить из текста статьи 16 Положения слово «сводная» в различных падежах для приведения в соответствие со статьей 264.2 Бюджетного кодекса РФ.
9. Дополнить часть 11 статьи 8 Положения после слов «субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг» словами «грантов в форме субсидий физическим и юридическим лицам, предоставляемых в соответствии со статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ» с целью получения в единой форме, удобной для восприятия внутренних и внешних пользователей, и анализа сводной информации об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на предоставление грантов, и ее динамике в трехлетнем периоде.
По вышеуказанной причине предлагаем часть 4 статьи 16, часть 5 статьи 18 Положения дополнить пунктом 10 следующего содержания:
«10) отчет об исполнении бюджетных ассигнований, направленных на предоставление из бюджета города грантов в форме субсидий физическим и юридическим лицам в соответствии со статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ».
10. Рассмотреть возможность уточнения перечня материалов, предоставляемых одновременно с годовым отчетом в соответствии с пунктом 2 статьи 264.5 Бюджетного кодекса РФ, и в случае необходимости внести соответствующие изменения в пункт 2 части 2 статьи 17, части 4, 5 статьи 18 Положения.
Учитывая изложенное, полагаем, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут» не противоречит действующему законодательству, и предлагаем Думе города рассмотреть проект решения с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бережная Л.А.
52-83-63
Ромаданова А.П.
52-81-76
[1] Здесь и далее по тексту под Положением понимается Положение о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утвержденное решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ.
[2] Устанавливает перечень и коды целевых статей расходов бюджета города, утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов бюджета города, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления, органы Администрации города и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения, утверждает перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
[3] В качестве примера осуществления бюджетных полномочий, установленных статьей 9 Бюджетного кодекса РФ, полагаем, возможно использовать информацию, изложенную в письме Министерства финансов РФ от 27.02.2018 № 02-05-10/12231.
[4] Налоговые расходы публично-правового образования – выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).