МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 31.05.2019 № 430-VI ДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества
на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов»
«20» ноября 2019 г. № КСП-01-17-78
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 31.05.2019 № 430-VI ДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» (далее – проект решения).
Проектом решения предусмотрено включение пакета акций акционерного общества «Агентство воздушных сообщений» в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2020 год, утвержденный решением Думы города от 31.05.2019 № 430-VI ДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов».
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
Муниципальному образованию принадлежит 222 600 обыкновенных акций акционерного общества «Агентство воздушных сообщений» (далее – акционерное общество, предприятие), что составляет 100% общего количества акций. Сумма финансовых вложений муниципального образования в акции общества составила 22 260,00 тыс. рублей[1].
Данное предприятие является непубличным[2] акционерным обществом, работает стабильно, ежегодно перечисляет дивиденды по результатам деятельности. Например, в 2017 году в бюджет города поступили дивиденды от акционерного общества на сумму 3 247,10 тыс. рублей или 30,1% общего объема перечисленных дивидендов в бюджет города от всех акционерных обществ (каждый 3-ий рубль), в 2018 году – 4 567,12 тыс. рублей или 35,1% общего объема дивидендов1.
В настоящее время акционерное общество «Агентство воздушных сообщений» включено в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2019 год, утвержденный решением Думы города Сургута от 28.05.2018 № 274-VI ДГ[3].
Одновременно с анализируемым проектом решения в Контрольно-счетную палату города направлен[4] проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 28.05.2018 № 274-VI ДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов», которым предлагается перенести срок приватизации пакета акций акционерного общества «Агентство воздушных сообщений» с 2019 на 2020 год. Поскольку фактически переносится срок приватизации пакета акций предприятия, то, полагаем, отсутствует необходимость предоставления к проекту решения документов[5], предусмотренных пунктом 13.2 Порядка планирования и разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества[6] (далее – Порядок). Вместе с тем, в пояснительных записках к вышеуказанным проектам решений не указаны причины переноса сроков продажи пакета акций общества, что не в полной мере соответствует положениям пункта 10 статьи 39 Регламента Думы города[7], согласно которым «к проекту решения Думы в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, которая обосновывает необходимость его принятия, дает характеристику целей (задач), основных положений проекта, в ней приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат, прогноз социально-экономических последствий его принятия, формулируются предложения по подготовке и принятию муниципальных правовых актов, необходимых для реализации данного правового акта, называются муниципальные правовые акты, требующие признания утратившими силу, а также требующие изменения в связи с принятием вносимого проекта, включаются другие необходимые сведения».
Средства от продажи акций акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности, на основании статьи 96 Бюджетного кодекса РФ включаются в состав источников финансирования дефицита бюджета. В источниках финансирования дефицита бюджета на 2019 год, утвержденных пунктом 4 решения Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» (в редакции от 30.09.2019)[8], учтены поступления от продажи акций акционерного общества «Агентство воздушных сообщений» в размере 104 990,00 тыс. рублей. Следует отметить, что неисполнение поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета влечет риски нарушения принципа сбалансированности бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса РФ). А именно, в объеме плановых поступлений доходов и источников финансирования дефицита бюджета утверждаются бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, в пределах которых получатели бюджетных средств принимают обязательства. В случае неполучения поступлений в запланированных объемах существуют риски недостатка денежных средств на бюджетном счете для оплаты принятых денежных обязательств и, как следствие, возникновение кредиторской задолженности, а также риски предъявления штрафных санкций к муниципальному образованию.
В представленном[9] в Контрольно-счетную палату города проекте бюджета города на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов в источниках финансирования дефицита бюджета не учтены средства от продажи акций предприятия. Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Положения о бюджетном процессе[10] решения Думы города о внесении изменений в решения представительного органа, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджета города, предполагающие вступление в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, принимаются Думой города до 01 ноября текущего года.
Согласно пункту 8 Порядка предложения о приватизации муниципального имущества, исключении муниципального имущества из прогнозного плана, переносе сроков приватизации муниципального имущества, поступившие после 01 марта текущего года, учитываются при подготовке проекта о внесении изменений в прогнозный план. В соответствии с пунктом 16 Порядка на основании изменений прогнозного плана главным администратором доходов бюджета (далее – ГАДБ) производится расчет объемов поступлений в бюджет городского округа город Сургут от приватизации муниципального имущества и направляется в департамент финансов для включения в проект бюджета города на очередной финансовый год и плановый период в сроки, установленные для составления проекта бюджета города. Следует отметить, что Порядком не установлены сроки направления ГАДБ расчетов:
— в течение текущего финансового года для внесения изменений в утвержденный бюджет города;
— после направления проекта бюджета в Думу города на рассмотрение.
В соответствии с распоряжением Администрации города от 25.06.2019 № 1219 «Об утверждении методики прогнозирования поступлений доходов и источников финансирования дефицита бюджета главного администратора доходов и источников финансирования дефицита бюджета Администрации города Сургута» сумма поступлений от продажи акций, которые не могут продаваться на биржевых торгах, определяется путем умножения величины чистых активов, рассчитанных по данным бухгалтерского баланса за отчетный год, на долю приватизируемых акций в уставном капитале акционерного общества. Согласно отчету об изменениях капитала за 2018 год величина чистых активов[11] акционерного общества составила 105 439 тыс. рублей (к сведению, за 2017 год величина чистых активов составила 104 990 тыс. рублей, за 2016 год – 100 724 тыс. рублей).
Поскольку на основании прогнозного плана приватизации планируются источники финансирования дефицита бюджета, то в случае принятия данного проекта решения с целью соблюдения принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленного статьей 32 Бюджетного кодекса РФ, предлагаем в источниках финансирования дефицита бюджета на 2020 год учесть поступления от продажи акций акционерного общества «Агентство воздушных сообщений» путем внесения изменений в проект бюджета города на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов и решение Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 31.05.2019 № 430-VI ДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бережная Лариса Александровна,
52-83-63
Егоров Виталий Сергеевич,
52-83-82
[1] Информация изложена на основании бюджетной отчетности за 2017, 2018 годы (ф.0503171, ф.0503174).
[2] Акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц (статья 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
[3] Решение Думы города от 28.05.2018 № 274-VI ДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».
[4] Письмо Думы города от 14.11.2019 исх.№ 18-02-2638/9.
[5] Выписка из реестра акционеров; предложение о включении акций акционерных обществ в проект прогнозного плана.
[6] Постановление Администрации города от 09.02.2018 № 972 «Об утверждении порядка планирования и разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества».
[7] Решение Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута».
[8] С учетом проекта решения «О внесении изменений в решение Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов», рассмотренного и принятого на внеочередном заседании Думы города 15.11.2019.
[9] Письмо Думы города от 18.11.2019 исх.№ 18-02-2691/9.
[10] Решение Думы города Сургута от 28.03.2008 № 358-IV ДГ «О Положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут».
[11] Сведения сформированы из набора открытых данных «Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятий и организаций» Федеральной службы государственной статистики (Росстат).