Заключение на проект решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки за счет средств местного бюджета семьям, имеющим несовершеннолетних детей, пострадавшим вследствие чрезвычайных обстоятельств, связанных с возникновением пожара, произошедшего 25 ноября 2019 года по адресу: город Сургут, поселок Дорожный, 4»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О дополнительной мере социальной поддержки за счет средств местного бюджета семьям, имеющим несовершеннолетних детей, пострадавшим вследствие чрезвычайных обстоятельств, связанных с возникновением пожара, произошедшего 25 ноября 2019 года по адресу: город Сургут, поселок Дорожный, 4»

«05» декабря 2019 г.                                                 № КСП-01-17-80

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки за счет средств местного бюджета семьям, имеющим несовершеннолетних детей, пострадавшим вследствие чрезвычайных обстоятельств, связанных с возникновением пожара, произошедшего 25 ноября 2019 года по адресу: город Сургут, поселок Дорожный, 4» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается установить дополнительную меру социальной поддержки семьям, имеющим несовершеннолетних детей, пострадавшим вследствие чрезвычайных обстоятельств, связанных с возникновением пожара, произошедшего 25 ноября 2019 года по адресу: город Сургут, поселок Дорожный, 4, в виде единовременной выплаты в размере 100 тысяч рублей, на каждую семью.

В пояснительной записке к проекту решения отражена информация о том, что «для выплаты пострадавшим необходимо 1 000 тыс. рублей. Выплата будет осуществлена за счет бюджетной сметы Администрации города». Расчет финансовой потребности произведен в отношении 10 семей, фактически проживавших на момент пожара в сгоревшем доме № 4 в поселке Дорожный.

Обращаем внимание, что проектом решения устанавливается новое расходное обязательство за счет средств местного бюджета. Проект решения носит нормативный характер, вступит в силу после его официального опубликования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Требований к подготовке и оформлению проектов решений Думы города[1] наименование проекта решения должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, чётким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования.

Отмечаем, что в содержании проекта решения отсутствует указание на источник финансирования дополнительной меры социальной поддержки, в то время как в его наименовании он содержится – за счет средств местного бюджета.

На основании статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В настоящее время бюджетные ассигнования на реализацию проекта решения в бюджете города в составе публичных нормативных обязательств не предусмотрены. Проект решения Думы города о внесении изменений в бюджет города на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, планируемый к рассмотрению на очередном тридцать первом заседании Думы города (20 декабря 2019 года), расходы на рассматриваемую дополнительную меру социальной поддержки не содержит.

Дополнительные меры социальной поддержки являются публичными нормативными обязательствами, которые должны исполняться в безусловном порядке в полном объеме.

Понятие «публичные нормативные обязательства[2]» введено Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Согласно пункту 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ законом (решением) о бюджете утверждается общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

Частью 13 решения Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ[3] утвержден общий объем бюджетных ассигнований бюджета городского округа город Сургут, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств на 2019 год в сумме 328 587 380,00 рублей, на 2020 год в сумме 317 475 980,00 рублей и на 2021 год в сумме 297 605 580,00 рублей.

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса РФ непосредственно оплата денежных обязательств должна осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств[4]. В отношении оплаты денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам установлено, что она может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований, то есть без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие, так как бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом (иным нормативным правовым актом) и подлежат исполнению в силу закона.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ при внесении изменений в сводную бюджетную роспись[5] уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.

Таким образом, дополнительные меры социальной поддержки имеют особый порядок утверждения и исполнения, поскольку являются обязательствами муниципального образования перед гражданами и должны быть предусмотрены бюджетом города в полном объеме.

Вместе с тем, дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в целях соблюдения требований статей 83, 184.1, 217 Бюджетного кодекса РФ предлагаем:

1) объем бюджетных ассигнований, необходимый на реализацию проекта решения, учесть при уточнении бюджета города;

2) дополнить часть 2 проекта решения словами, например, следующего содержания: «и обеспечить финансирование дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной настоящим решением, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете городского округа город Сургут.».

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О дополнительной мере социальной поддержки за счет средств местного бюджета семьям, имеющим несовершеннолетних детей, пострадавшим вследствие чрезвычайных обстоятельств, связанных с возникновением пожара, произошедшего 25 ноября 2019 года по адресу: город Сургут, поселок Дорожный, 4» может быть рассмотрен Думой города с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                          В.И. Жуков

Ромаданова Алла Петровна
52-81-76


[1] Постановление Председателя Думы города Сургута от 10.11.2008 № 48 «О подготовке и оформлении проектов решений Думы города» (далее — Требования к подготовке и оформлению проектов решений Думы города).

[2] Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

[3] Решение Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» (далее — решение Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ).

[4] Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде, статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

[5] Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).