Заключение на проект решения Думы города «О порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами»

«12» декабря 2019 г.                                                  № КСП-01-17-87

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается утвердить Порядок использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Порядок), который содержит порядок взаимодействия между структурными подразделениями Администрации города по вопросам расчёта бюджетных ассигнований, а также Администрации города с исполнительным органом государственной власти автономного округа по вопросу об увеличении размера субвенций в случае, если расчетная потребность на реализацию отдельного государственного полномочия, определенная в соответствии с нормативами, установленными муниципальными правовыми актами, выше объема субвенции, рассчитанной на основании методики расчета, установленной Законом ХМАО — Югры от 17.11.2016 № 79-оз[1].

По результатам проведённой экспертизы проекта решения установлено следующее.

1. Законом ХМАО-Югры от 17.11.2016 № 79-оз органам местного самоуправления городских округов, в том числе городу Сургуту, переданы следующие государственные полномочия:

1) утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления);

2) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО (Справочно, участие в реализации данного полномочия является одним из вопросов местного значения согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, пункту 24 статьи 7 Устава города[2]);

3) контроль за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;

4) установление нормативов накопления ТКО.

В силу части 5 статьи 19 Закона № 131-ФЗ[3] финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Частью 7 статьи 65 Устава города установлено, что органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в порядке и случаях, определённых нормативными правовыми актами Думы города.

Проект решения направлен на регулирование отношений, связанных с финансовым обеспечением переданного отдельного государственного полномочия по определению дифференцированных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, и будет являться основанием для осуществления расходных обязательств местного бюджета в случае недостаточности средств субвенции.

2. На реализацию государственных полномочий в сфере обращения с ТКО из бюджета ХМАО-Югры предоставлены субвенции на 2019-2021 годы по 271 700,00 рублей ежегодно. Согласно Методике[4] в объем субвенции включены затраты на оплату труда с отчислениями в страховые фонды (0,18 шт.ед.) и материальные затраты на осуществление переданных государственных полномочий.

Бюджетные ассигнования за счёт местного бюджета для выполнения работ по определению дифференцированных нормативов накопления ТКО для муниципального образования городской округ город Сургут на 2020 год в сумме 3 850 000,00 рублей утверждены Администрации города решением Думы города от 30.09.2019 № 486-VI ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 25.12.2018 № 380-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».

В качестве финансово-экономического обоснования представлена расшифровка расходов на выполнение работ по определению дифференцированных нормативов накопления ТКО, сформированная исходя из трёх коммерческих предложений. Средняя стоимость работ составила 3 850 000,00 рублей. На Единой электронной площадке (http://roseltorg.ru) размещён протокол подведения итогов электронного аукциона от 10.12.2019 (закупка № 0187300006519002424), согласно которому цена, предложенная победителем аукциона, составила 2 757 500.00 рублей.

На запрос Контрольно-счетной палаты города о представлении расчётов, аналитических или иных данных, подтверждающих невозможность выполнения замеров силами сотрудника, должность которого содержится за счёт субсидии из бюджета ХМАО-Югры, информация не представлена.

3. В ходе настоящей экспертизы установлено, что наименование проекта решения и Порядка, а также преамбула проекта решения не содержат указания на переданное государственное полномочие по установлению нормативов накопления ТКО. Проект решения предусматривает его распространение на отдельные государственные полномочия в сфере обращения с ТКО.

Как указывалось выше, Законом ХМАО-Югры от 17.11.2016 № 79-оз органам местного самоуправления городских округов, в том числе городу Сургуту, переданы 4 государственные полномочия. Полагаем, что проект решения нуждается в уточнении в части конкретизации конкретного отдельного государственного полномочия для осуществления которого требуется принятие решения представительного органа местного самоуправления о порядке и случаях дополнительного использования собственных финансовых средств муниципального образования городского округа города Сургута.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 7 Требований к подготовке и оформлению проектов решений Думы города[5] наименование проекта решения должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, чётким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования.

При этом, частью 7 статьи 65 Устава города установлено, что органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в порядке и случаях, определённых нормативными правовыми актами Думы города.

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным в наименовании проекта решения после слов: «О порядке», дополнить словами: «и случаях», далее по тесту с учетом вышеуказанных предложений.

4. Проектом решения предлагается установить порядок использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных полномочий в сфере ТКО. При этом, в составе материалов к проекту решения отсутствует информация о материальных ресурсах, планируемых к использованию, финансово-экономическое обоснование содержит только сведения о необходимых расходах на осуществление закупки работ по определению нормативов ТКО. В проекте решения и приложении к нему порядок использования материальных ресурсов не определён. С целью недопущения использования материальных ресурсов в произвольной форме рекомендуем Администрации города рассмотреть возможность разработки порядка их использования либо исключить из наименования, текста проекта решения и Порядка слова об использовании собственных материальных ресурсов.

5. Структура Порядка содержит отсылочные нормы, именуемые по-разному. Так, в пункте 2 подпункт 1.1 указан как «пункт», а в пункте 3 – отсылочная норма 1.2 именуется как «подпункт». Кроме того, в пункте 2 содержатся технические ошибки в указании отсылочных норм, а именно, отсылочная норма на пункт 1.1 по смысловой нагрузке относится к пункту 1.2 и наоборот.

Предлагаем Администрации города устранить вышеуказанные несоответствия пункта 2 Порядка, например, изложив его в следующей редакции: «В случае, если расчетная потребность на реализацию отдельного переданного государственного полномочия, определенная в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 настоящего Порядка, выше объема субвенции, доведенной в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего Порядка, Администрация города обязана направить обращение об увеличении размера субвенции текущего года в исполнительный орган государственной власти автономного округа».

6. Пункт 1.2 Порядка содержит положение о расчёте бюджетных ассигнований, необходимых для организации выполнения переданного государственного полномочия на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с нормативами, установленными муниципальными правовыми актами. При этом, в открытых источниках информации (справочные системы Консультант+, Гарант, официальный портал Администрации города) муниципальный правовой акт, устанавливающий нормативы расчёта бюджетных ассигнований в части установления нормативов ТКО, отсутствует. В связи с чем, предлагаем Администрации города рассмотреть вопрос о целесообразности указания в проекте решения отсылочной нормы на вышеуказанный муниципальный правовой акт. В случае принятия проекта решения в рассматриваемой редакции — разработать и утвердить такие нормативы.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О порядке использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами» может быть рассмотрен Думой города с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                        В.И. Жуков

 Битнер А.Н., тел. 52-81-69

 Ванеева Е.В., тел. 52-83-60


[1] Закон ХМАО — Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

[2] Устав городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав города).

[3] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

[4] Пункт 1 статьи 4 Закона № 79-оз «Методика (способ) расчёта объёма субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий на соответствующий год» (далее – Методика).

[5] Постановление Председателя Думы города Сургута от 10.11.2008 № 48 «О подготовке и оформлении проектов решений Думы города».