Заключение на проект решения Думы города «О Порядке и случаях использования финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления переданного отдельного государственного полномочия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О Порядке и случаях использования финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления переданного отдельного государственного полномочия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»

«16» марта 2020 г.                                                      № КСП-01-17-10

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О Порядке и случаях использования финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления переданного отдельного государственного полномочия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается утвердить Порядок и случаи использования финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления переданного отдельного государственного полномочия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее – Порядок), который содержит порядок взаимодействия между структурными подразделениями Администрации города по вопросам расчёта бюджетных ассигнований, а также Администрации города с исполнительным органом государственной власти автономного округа по вопросу об увеличении размера субвенций в случае, если расчетная потребность на реализацию переданного отдельного государственного полномочия, определённая с учётом рекомендаций к определению начальной (максимальной) цены контракта, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ[1], выше объёма субвенции, рассчитанной на основании методики расчета, установленной Законом ХМАО — Югры от 10.12.2019 № 89-оз[2].

По результатам проведённой экспертизы проекта решения установлено следующее.

1. Закон ХМАО-Югры от 10.12.2019 № 89-оз, вступивший в силу с 01.01.2020, наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в том числе город Сургут, отдельным государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ[3], включающих в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В силу части 5 статьи 19 Закона № 131-ФЗ[4] финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Частью 7 статьи 65 Устава города[5] установлено, что органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в порядке и случаях, определённых нормативными правовыми актами Думы города.

Проект решения направлен на регулирование отношений, связанных с финансовым обеспечением переданного отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и будет являться основанием для осуществления расходных обязательств местного бюджета в случае недостаточности средств субвенции.

2. На реализацию государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев из бюджета ХМАО-Югры предоставлены субвенции на 2020 год в сумме 4 512 300,00 рублей, на 2021-2022 годы по 1 296 100,00 рублей ежегодно.

Решением Думы города от 25.12.2019 № 538-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2020 год и плановый период 2021 — 2022 годов» (далее — решение Думы города от 25.12.2019 № 538-VI ДГ) утверждены бюджетные ассигнования за счёт местного бюджета на 2020 год в сумме 34 240 882,54 рублей, на 2021 год — в сумме 34 227 005,97 рублей, на 2022 год — в сумме 33 505 120,99 рублей «на реализацию переданного государственного полномочия по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных». Отмечаем, что указанным полномочием город Сургут был наделён в соответствии с Законом ХМАО-Югры от 05.04.2013 № 29-оз[6], который  признан утратившим силу с 01.01.2020 в связи с принятием Закона ХМАО-Югры от 10.12.2019 № 89-оз. На основании вышеизложенного, Администрации города необходимо принять меры по уточнению в решении Думы города от 25.12.2019 № 538-VI ДГ наименования государственного полномочия, переданного в соответствии с Законом ХМАО-Югры от 10.12.2019 № 89-оз, а именно «на реализацию переданного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев».

3. В соответствии с пунктом 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счёт и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчёта соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

В структуре расходов 2020 года на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев основную долю — 88,4 % — составляют расходы бюджета города Сургута, расходы за счет субвенции из бюджета автономного округа – 11,6 %.

В ходе проведения экспертизы проекта решения Контрольно-счетной палатой города направлен запрос[7] в Ветеринарную службу Ханты-Мансийского автономного округа-Югры[8] о предоставлении информации по расчёту объёма субвенций, предоставленных муниципальному образованию город Сургут для осуществления отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Согласно информации Ветеринарной службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры[9] расходы на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2020 год утверждены приказом от 12.03.2020 № 23-ПР-34-ОД и составляют 2,86 тыс. рублей («в среднем затраты на 1 голову»).

При расчёте объёма субвенции стоимость услуги на одно животное принята в равном размере для всех муниципальных образований округа. Отметим, что площади территорий городских округов и районов различны, соответственно, и расходы на осуществление комплекса мероприятий, например, по отлову и транспортировке животных в каждом муниципальном образовании также складываются на разном уровне, что свидетельствует о необходимости применения дифференцированного подхода при расчёте расходов на реализацию мероприятий.

Из проведённого Контрольно-счетной палатой города анализа финансово-экономического обоснования, представленного Ветеринарной службой ХМАО – Югры к расчёту расходов на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установлено, что расчёт не учитывает следующие существующие затраты: оплату труда диспетчера, принимающего заявки по телефону (или расходы на оплату соответствующих услуг); оплату труда рабочего по уходу за животными; использование фото и видеотехники при фиксации момента и места отлова, возврата животных без владельцев на прежние места их обитания; затраты на электроэнергию, тепло- и водоснабжение, вывоз стоков и ТБО.

Кроме того, при расчёте расходов на проведение мероприятий по отлову, учёту и транспортировке животных размер оплаты труда рабочего по отлову животных принят в сумме 110 рублей в час, в месяц это 18 140,83 рублей[10], что меньше утверждённого с 01.01.2020 минимального размера оплаты труда.

Справочно: Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ[11] минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2020 года установлен в сумме 12 130 рублей в месяц, с учётом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 26 686 рублей.

Таким образом, представленное финансово-экономическое обоснование расходов на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев требует дополнительного детального исследования и дальнейшей корректировки расчетов расходов.

Учитывая вышеизложенное, в целях уточнения и последующего установления норматива расходов на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере, необходимом для исполнения переданного отдельного государственного полномочия в соответствии с требованиями законодательства, в том числе частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, рекомендуем Администрации города обратиться в Ветеринарную службу ХМАО — Югры по следующим вопросам:

— расшифровки (детализации) затрат, принятых в расчёт расходов, в разрезе работ, выполняемых в составе комплекса мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев;

— перерасчёта расходов на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и рассмотрения возможности применения дифференцированного подхода.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О Порядке и случаях использования финансовых средств муниципального образования городской округ город Сургут для осуществления переданного отдельного государственного полномочия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции, с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                  В.И. Жуков

К.В. Афризонова, тел. 52-80-07

Е.В. Ванеева, тел. 52-83-60


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013
№ 44-ФЗ).

[2] Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10.12.2019 № 89-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отдельным государственным полномочием Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее — Закон ХМАО — Югры от 10.12.2019 № 89-оз).

[3] Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ).

[4] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

[5] Устав городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав города).

[6] Закон ХМАО — Югры от 05.04.2013 № 29-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отдельным государственным полномочием Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» (далее – Закон ХМАО-Югры от 05.04.2013 № 29-оз).

[7] Письмо Контрольно-счетной палаты города от 10.03.2020 № КСП-01-27-142/0.

[8] В соответствии с Постановлением Правительства ХМАО — Югры от 27.12.2019 № 550-п «О порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа — Югры определена уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

[9] Письмо Ветеринарной службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.03.2020 № 23-Исх-837.

[10] 18 140,83 рублей = 110 рублей/час*1979 рабочих часов (норма времени на 2020 год согласно производственному календарю) /12 месяцев.

[11] Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О минимальном размере оплаты труда».