Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ
«О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут»

 

09 апреля 2020 г.                                                     № КСП-01-17-13

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается:

— привести положения решения Думы города   № 601-V ДГ[1] в соответствие с нормами Налогового кодекса Российской Федерации;

— уменьшить размер налоговой ставки в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отдельные налоговые периоды.

По результатам экспертизы установлено следующее.

1.  Проектом решения предлагается уточить редакцию подпункта «д» пункта 1 части 2 статьи 2 приложения к решению Думы города № 601-V ДГ путем исключения слов «предоставленных», «дачного», что соответствует  положениям Федерального закона от 29.09.2019 № 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Проектом решения также предлагается часть 2 статьи 2 приложения к решению Думы города № 601-V ДГ дополнить пунктами 11 и 12, изменяющими в сторону уменьшения размер налоговой ставки в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Объекты налогообложения), с 2% соответственно до:

— 1% при исчислении налога за налоговые периоды с 01.01.2019 по 31.12.2022;

— 1,5% при исчислении налога за налоговые периоды с 01.01.2023 по 31.12.2025.

В связи с уменьшением налоговой ставки за указанные налоговые периоды предлагается внести соответствующие уточнения в пункт 2 части 2 статьи 2 приложения к решению Думы города № 601-V ДГ.

К проекту решения приложена пояснительная записка, в которой изложены причины его подготовки. При этом, в пояснительной записке не изложены основания установления налоговой ставки именно в таких размерах и в эти налоговые периоды (в совокупности на 7 лет), что в неполной мере соответствует пункту 10 статьи 39 Регламента Думы города[2], согласно которому «к проекту решения Думы в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, которая обосновывает необходимость его принятия, дает характеристику целей (задач), основных положений проекта, в ней приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат, прогноз социально-экономических последствий его принятия».

Согласно представленному к проекту решения укрупненному расчету потери доходов бюджета города составят:

— в 2020 году около 46,5 млн. рублей;

— в 2021-2022 годах — по 28,3 млн. рублей ежегодно (с учетом увеличения с 01.01.2020 налоговой базы (кадастровой стоимости) объектов недвижимости по итогам государственной переоценки, утвержденной приказом Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры от 19.11.2019 № 19-нп).

Перерасчет налоговых поступлений производиться не будет, так как в соответствии со статьей 409 Налогового кодекса РФ уплата налога за 2019 год будет осуществляться в срок не позднее 1 декабря 2020 года, то есть объем поступлений по налогу на имущество физических лиц за 2019 год утвержден решением[3] о бюджете города в 2020 году.

Вместе с тем, проверить правильность расчета потерь доходов бюджета в 2020-2022 годах не представилось возможным, так как к проекту бюджета на 2020-2022 годы главным администратором доходов бюджета (Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Сургута ХМАО-Югры) представлен расчет поступлений по налогу на имущество физических лиц в 2020 году на общую сумму 217,4 млн. рублей исходя из ожидаемых поступлений за 2019 год и среднего уровня собираемости налога (укрупненно, без разделения по видам объектов, налоговых ставок). Расчет выполнен на основании Методики прогнозирования налоговых доходов бюджета городского округа город Сургут, утвержденной приказом ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры от 14.10.2019 № 02-03/155, что соответствует положениям статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, ожидаемые потери доходов бюджета составят 21% от бюджетных назначений по данному виду налога в 2020 году (каждый 5-ый рубль).

В ходе экспертизы осуществлен мониторинг[4] муниципальных правовых актов муниципальных образований ХМАО-Югры,  устанавливающих размеры налоговых ставок по налогу ни имущество физических лиц в отношении Объектов налогообложения, информация представлена в приложении к настоящему заключению.

Обращаем внимание, что проектом решения предусматривается снижение налоговой ставки в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, а именно:

— административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Следует отметить, что проектом решения предлагается снижение размера налоговой ставки в связи с необходимостью реализации дополнительных мер поддержки индивидуальных предпринимателей, направленных на снижение издержек от последствий распространения коронавирусной инфекции. Снижение налоговой ставки предусмотрено на длительный период – в совокупности 7 лет. При этом, в пояснительной записке прогноз сроков преодоления этих последствий не исследован.

Отмечаем, что на федеральном и региональных уровнях предусмотрены и обсуждаются меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в сложной ситуации и, в основном, на краткосрочный период.

Президент России Владимир Путин в прямом эфире 09.04.2020[5] предложил новые меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях сдерживания распространения коронавирусной инфекции и введении ряда ограничительных мер, например,  распространить на все пострадавшие предприятия малого и среднего бизнеса отсрочку по уплате страховых взносов в социальные фонды на шесть месяцев.

Глава государства напомнил, что ранее для малого и среднего бизнеса была предусмотрена отсрочка по всем налогам, кроме НДС, на ближайшие шесть месяцев, а также приняты решения о реструктуризации такой задолженности, о снижении размера социальных взносов для малого и среднего бизнеса в 2 раза – с 30% до 15%. Глава государства подчеркнул, что государство намерено помогать только тем компаниям, которые сохраняют занятость.

Владимир Путин озвучил, что компании малого и среднего бизнеса, микропредприятия, оказавшиеся в сложной ситуации, должны получить отсрочку по банковским кредитам также на ближайшие шесть месяцев.

Губернатор Тюменской области  Александр Моор озвучил[6] планируемые меры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства:

— для всех предприятий с упрощенной системой налогообложения предлагается снизить ставку с 6% до 1%;

— всем предприятиям, которые платят единый налог на вмененный доход изменить расчет дохода, применив поправочный коэффициент 0,005;

— для предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения изменить расчет платежа, чтобы он составлял 1 рубль;

— предприятия отраслей, наиболее пострадавших от последствий коронавирусной инфекции, которые определены решением комиссии Правительства Российской Федерации, будут освобождены на 2020 год от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога;

— по арендным платежам государственного и муниципального имущества за период с 1 марта по 31 декабря 2020 года введут отсрочку до конца 2021 года.

По словам Губернатора Тюменской области такие меры налоговой поддержи позволят сэкономить предпринимателям сумму порядка 3 млрд рублей.

Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова озвучила[7], что к принятым на федеральном уровне решениям Правительством ХМАО-Югры приняты решения по снижению налоговых ставок в 2020 году по налогу на имущество организаций, оцененного по кадастровой стоимости для субъектов малого и среднего предпринимательства до 0,7%; по налогу на доходы для предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения до 1%.

Директор Департамента финансов ХМАО-Югры Вера Дюдина, напомнила, что в настоящее время ставка налога на имущество организаций составляет 2 процента. С целью поддержки субъектов предпринимательства на 2020 год эта ставка устанавливается в размере 0,7%, на 2021 год – 1%, на 2022 год – 1,3%, на 2023 год – 1,6%, а на 2024 и последующие годы – 2%. «Это решение позволит оставить во владении собственников объектов недвижимости финансовые ресурсы в сумме 357 миллионов рублей. Это в свою очередь позволит сформировать более привлекательные условия аренды помещений для ведения предпринимательской деятельности», – добавила Вера Дюдина.

Говоря о ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, она сообщила, что это решение ориентировано на те субъекты предпринимательской деятельности, которые действуют в отраслях, подвергающихся влиянию негативных факторов в связи с новой коронавирусной инфекцией. В этом случае ставка налога устанавливается в размере 1%, хотя до этого она составляла 5%.

Помимо этого, в соответствии с одобренным правительством распоряжением, для предпринимателей, использующих патентную систему, в 2020 году отменяется применение к расчетной базе коэффициента-дефлятора.

В Югре до 31 декабря 2020 года также продлевается отсрочка по внесению платежей за владение или пользование государственным имуществом.

На основании вышеизложенного, и учитывая отсутствие обоснования установления размеров налоговых ставок и налоговых периодов, предлагаем рассмотреть возможность применения решения от 06.02.2020, принятого на заседании рабочей группы, об установлении ставок по налогу на имущество физических лиц уже с 01.01.2022, например:

— с 01.01.2022 в размере 1,5%;

— с 01.01.2023 по 31.12.2025 – 1,8%.

При этом, считаем возможным по результатам деятельности лиц, использующих имущество, включенное в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2020 год и 1 полугодие 2021 года вернуться к пересмотру установленных налоговых ставок с учетом фактически сложившейся социально-экономической ситуации.

3. Пунктом 3 проекта решения предполагается распространить положения подпунктов 2 и 3 пункта 1 решения на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.

Указанное не противоречит положениям налогового законодательства, так как согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, снижающие налоговые ставки, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Однако, несмотря на то, что Федеральным законом от 01.04.2020 № 103-ФЗ[8] до 1 января 2021 года приостановлено действие пункта 3[9] статьи 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полагаем, что в случае принятия Думой города данного решения Администрации города необходимо при внесении изменений в решение о бюджете города на 2020-2022 годы учесть потери доходов бюджета, а также принять необходимые меры, например определить иные источники доходов и/или уменьшить расходы бюджета в целях соблюдения положений статей 32 «Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов», 33 «Принцип сбалансированности бюджета» Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, полагаем, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции с учетом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                    В.И. Жуков

Бережная Лариса Александровна

larisa7771@yandex.ru

Ромаданова Алла Петровна

romadanova_alla@mail.ru


[1] Решение Думы города от 30.10.2014 № 601-V ДГ «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут» (далее – решение Думы города № 601-V ДГ).

[2] Решение Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута» (далее – Регламент Думы города).

[3] Решение Думы города от 25.12.2019 № 538-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов».

[4] По данным справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

[5] https://www.1tv.ru/news/2020-03-29/382835.

[6] https://www.kommersant.ru/doc/4307971.

[7] https://admhmao.ru/press-center/vse-novosti/pravitelstvo-yugry-vvodit-novye-mery-podderzhki-biznesa.

[8] Федеральный закон от 01.04.2020 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году».

[9] Внесение изменений в муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).