Заключение на проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в форме обеспечения наборами непродовольственных товаров первой необходимости и продуктовыми наборами отдельным категориям граждан»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки
в форме обеспечения наборами непродовольственных товаров первой необходимости и продуктовыми наборами отдельным категориям граждан»

«30» апреля 2020 года                                                  № КСП-01-17-17

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведенной экспертизы проекта решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в форме обеспечения наборами непродовольственных товаров первой необходимости и продуктовыми наборами отдельным категориям граждан» (далее – проект решения).

По результатам экспертизы установлено следующее.

На основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, предусматривающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п. 48 ч. 2 ст. 31 Устава города установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.

Проектом решения предлагается установить в 2020 году дополнительную меру социальной поддержки в форме обеспечения наборами непродовольственных товаров первой необходимости и продуктовыми наборами следующих категорий граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, признанных нуждающимися в социальной защите:

1) в возрасте 65 лет и старше;

2) женщин, имеющих на иждивении детей в возрасте до трех лет;

3) женщин, имеющих на иждивении детей в возрасте от трех до семи лет (включительно).

В целях уточнения отдельных формулировок проекта решения, а также формирования единообразной практики оформления муниципальных правовых актов, с учетом ранее принятых решений Думы города аналогичного характера, предлагаем рассмотреть следующие предложения.

1. Формулировка части 1 проекта решения воспринимается неоднозначно, что может создавать трудности в процессе правоприменительной практики. Предполагается предоставление продуктовых наборов и непродовольственных товаров первой необходимости именно детям, при этом в качестве получателей меры поддержки определены женщины, имеющие на иждивении детей. В связи с чем, предлагаем уточнить редакцию пунктов 2,3 части 1 проекта решения, заменив слова «женщин, имеющим на иждивении детей» словами «лиц, имеющих на иждивении детей».

Кроме того, предлагаем определить условие о проживании граждан на территории города Сургута в качестве одного из критериев предоставления дополнительной меры социальной поддержки, например, путем дополнения после слов «из числа граждан» словами «, проживающих на территории города Сургута».

2. В целях уточнения категорий граждан, которым будет предоставляться дополнительная мера социальной поддержки, и, соответственно, объема бюджетных ассигнований, требуемых на её реализацию, предлагаем из части 1 проекта решения исключить слова «согласно реестру, сформированному Управлением социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району» либо утвердить данный реестр в качестве приложения к решению Думы города.

3. Предлагаем установить характер (периодичность) меры дополнительной социальной поддержки — в части 1 проекта решения слова «в форме обеспечения» заменить словами «в форме единовременного обеспечения».

4. Состав наборов непродовольственных товаров первой необходимости и продуктовых наборов считаем целесообразным не определять в приложении к проекту решения, а предусмотреть в порядке реализации дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан. В указанном порядке необходимо определить критерии нуждаемости граждан (либо порядок признания их нуждающимися), а также механизм реализации рассматриваемого проекта решения.

Учитывая изложенное, часть 2 проекта решения предлагаем изложить, например, в следующей редакции: «2. Администрации города разработать и утвердить порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной частью 1 настоящего решения.».

5. В части 3 проекта решения предлагаем:

5.1) устранить неоднозначность формулировки и установить конкретный размер поддержки, например, заменив слова «не превышает 2 000 рублей» словами «составляет 2 000 рублей»;

5.2) слова «набор непродовольственных товаров первой необходимости и продуктовый набор» заменить словами «мера дополнительной социальной поддержки».

6. В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

В связи с чем, часть 4 проекта решения предлагаем изложить, например, в следующей редакции:

«4. Администрации города осуществить финансовое обеспечение предоставления дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной настоящим решением, в пределах бюджетных ассигнований на 2020 год, утвержденных в бюджетной росписи Администрации города.».

Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию предполагается, что количество получателей меры дополнительной социальной поддержки составит 1 000 человек. Следовательно, на реализацию проекта решения потребуются бюджетные ассигнования в сумме 2 000 000 рублей.

7. В наименовании проекта решения предлагаем слова «в форме обеспечения наборами непродовольственных товаров первой необходимости и продуктовыми наборами отдельным категориям граждан» заменить словами «отдельным категориям граждан в связи с профилактикой и устранением последствий распространения короновирусной инфекции».

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в форме обеспечения наборами непродовольственных товаров первой необходимости и продуктовыми наборами отдельным категориям граждан» может быть рассмотрен Думой города с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                        В.И. Жуков

А.П. Ромаданова
52-81-76

Л.А. Бережная
52-83-63