МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О прогнозном плане приватизации муниципального имущества
на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов»
«19» мая 2020 г. № КСП-01-17-19
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, и на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» (далее – проект решения).
Проектом решения на основании Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» планируется приватизация путём преобразования в общества с ограниченной ответственностью 5 муниципальных унитарных предприятий:
— в 2021 году:
1) Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации»;
— в 2022 году:
2) Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства города Сургута»;
3) Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Дорожные ремонтные технологии»;
— в 2023 году:
4) Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Горсвет»;
5) Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Тепловик».
Также планируется приватизация 2 нежилых помещений:
— в 2021 году:
1) нежилое помещение, общей площадью 202,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Сургут, пр. Ленина, д. 45, 1 этаж;
— в 2022 году:
2) нежилое помещение, общей площадью 27,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Сургут, ул. Привокзальная, д. 16/2, 1 этаж.
По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города отмечает, что представленный проект решения соответствует Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Положению о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утверждённому решением Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ, Порядку планирования и разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества, утверждённому постановлением Администрации города от 09.02.2018 № 972.
Планируемые к приватизации нежилые помещения не включены в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Администрации города от 05.05.2009 № 1594 (с изменениями).
Из проекта решения и представленных к нему материалов следует, что к приватизации в 2021-2023 годах планируются 5 из 11 действующих муниципальных унитарных предприятий. В отношении оставшихся 6 предприятий представлена информация следующего характера:
— Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городской рынок» включено в прогнозный план приватизации[1] на 2020 год;
— 3 муниципальных унитарных предприятия – СГМУП «Городские тепловые сети», СГМУП «Горводоканал», СГМУП «Природа» предлагается не приватизировать, так как, по мнению Администрации города, предприятия осуществляют обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в этом случае запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках не применяется;
— 2 муниципальных унитарных предприятия – СГМУП «Комбинат школьного питания», СГМУП «Сургутский хлебозавод» планируются к включению в прогнозный план приватизации на 2024 год.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» муниципальные унитарные предприятия, которые осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года. Муниципальные унитарные предприятия, в отношении которых учредителем не приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Следовательно, все мероприятия, связанные с преобразованием муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества, необходимо планировать таким образом, чтобы успеть их завершить в срок до 1 января 2025 года.
Контрольно-счетной палатой города по результатам контрольного мероприятия[2] предложено учредителю (Администрации города) определить дальнейшую «судьбу» СГМУП «Сургутский кадастровый центр Природа», так как в настоящее время наличие в собственности муниципального образования такого имущества как объекты размещения твердых коммунальных отходов (полигонов) не отвечает вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления, а также в связи с апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам ХМАО-Югры от 06.02.2018 по делу № 33-895/2018 о запрете эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. При этом, 98,5% выручки СГМУП «СКЦ Природа» за 2019 год получено от деятельности по приёму и размещению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 5 статьи 50 Закона № 131-ФЗ[3] имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
Рассматриваемым проектом решения планируется приватизация муниципальных унитарных предприятий, в том числе в 2021-2022 годах, информация о которых также должна быть отражена в действующем в настоящее время решении Думы города от 31.05.2019 № 430-VI ДГ «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2020 год и плановый период 2021 — 2022 годов» (далее — решение Думы города от 31.05.2019 № 430-VI ДГ). В целях приведения во взаимное соответствие предлагаем решение Думы города от 31.05.2019 № 430-VI ДГ дополнить перечнем муниципальных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2021-2022 годах.
Кроме того, предлагаем в пункте 3.1. Приложения 1 к проекту решения уточнить наименование предприятия, подлежащего приватизации в 2023 году, в соответствии с его учредительными документами. В связи с чем, графу «Наименование предприятия, местонахождение» пункта 3.1. Приложения 1 к проекту решения предлагаем изложить в следующей редакции: «Сургутское городское муниципальное унитарное энергетическое предприятие «Горсвет», Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, ул. Профсоюзов, д. 19».
Решением о бюджете[4] утверждены доходы на 2021-2022 годы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, планируемых к приватизации на основании рассматриваемого проекта решения, информация о которых представлена в Таблице.
Таблица
Доходы бюджета от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2021-2022 годах
(тыс. рублей)
№ п/п |
Наименование предприятия |
Размер отчислений на 2020-2022 годы по решению Думы города от 01.07.2019 № 452-VI ДГ, % |
Доходы |
Год, в котором планируется приватизация муниципального унитарного предприятия |
|
2021 год |
2022 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
СГМУП «Бюро технической инвентаризации» |
15% |
108,0 |
108,0 |
2021 |
2 |
СГМУП «Дорожные ремонтные технологии» |
15% |
739,7 |
739,7 |
2022 |
3 |
СГМУП «РКЦ ЖКХ города Сургута» |
15% |
9,0 |
9,0 |
2022 |
ВСЕГО: |
856,7 |
856,7 |
|
Поскольку на основании прогнозного плана планируются неналоговые доходы бюджета, то в случае принятия данного проекта решения, предлагаем учесть изменения запланированного объёма поступлений в бюджет города в 2021-2022 годах от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий при последующем уточнении бюджета города.
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» может быть рассмотрен Думой города с учетом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Ромаданова Алла Петровна
52-81-76
[1] Прогнозный план приватизации муниципального имущества (далее – прогнозный план).
[2] Отчет от 06.05.2020 № КСП-01-18-29 о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения порядка управления, распоряжения и использования Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием «Сургутский кадастровый центр Природа» муниципального имущества, закреплённого в хозяйственное ведение или иное пользование в 2019 году и текущем периоде 2020 года (выборочно)».
[3] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
[4] Решение Думы города от 25.12.2019 № 538-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов».