ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 459-V ДГ «О Положении о порядке, размерах и сроке уплаты части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и подлежащей перечислению в бюджет городского округа город Сургут»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 459-V ДГ «О Положении о порядке, размерах и сроке уплаты части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и подлежащей перечислению в бюджет городского округа город Сургут»

 

«14» декабря 2020 г.                                                   № КСП-01-17-102

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 459-V ДГ «О Положении о порядке, размерах и сроке уплаты части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и подлежащей перечислению в бюджет городского округа город Сургут» (далее – проект решения).

Рассматриваемым проектом решения предлагается внести изменения в порядок расчёта размера части прибыли предприятий, подлежащей перечислению в бюджет, в части определения расчётной базы – исходя из размера чистой прибыли за отчётный финансовый год на основании показателя годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности.

По результатам экспертизы установлено следующее.

  1. Согласно материалам, представленным к проекту решения, расчётная база для исчисления размера части прибыли предприятий, подлежащей перечислению в бюджет, должна определяться на основании данных бухгалтерского учёта (показателя годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности), а не исходя из «налоговой базы для исчисления налога на прибыль».

Отметим, что согласно пункту 6 «Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий»[1] — «чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности». Аналогичная позиция отражена в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 № 09АП-63853/2017-ГК по делу № А40-131884/2017 – для целей исполнения Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (перечисление государственным или муниципальным предприятием в соответствующий бюджет части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей) учету подлежит «именно чистая прибыль по данным бухгалтерского, а не налогового учета, так как налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения хозяйственных операций налогом на прибыль, его данные для иных сфер деятельности организации значения не имеют (например, для целей исчисления иных налоговых платежей, в т.ч. налога на добавленную стоимость, налога на имущество организации используют данные бухгалтерского, а не налогового учета)».

Вместе с тем, по материалам, представленным к проекту бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, изменение расчётной базы для исчисления размера части прибыли предприятий, подлежащей перечислению в бюджет, повлечёт за собой снижение планируемых доходов от перечисления части прибыли, учтённых в составе проекта бюджета города на 2021-2023 годы на (-)31 831,8 тыс. рублей, в том числе:

— 2021 год – (-)10 789,7 тыс. рублей;

— 2022 год – (-)10 613, 7 тыс. рублей;

— 2023 год – (-)10 428,4 тыс. рублей.

Отмечаем, что согласно части 30 решения Думы города от 25.12.2019№ 538-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2020 год и плановый период 2021 — 2022 годов» муниципальные правовые акты органов местного самоуправления города, влекущие дополнительные расходы за счет средств бюджета городского округа на 2020 год и плановый период 2021 — 2022 годов, а также сокращающие доходную базу, принимаются и реализуются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет города и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям бюджета города после внесения соответствующих изменений в настоящее решение. Аналогичные требования отражены в пункте 32 проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2021 год и плановый период 2022 – 2023 годов». Вместе с тем, в составе материалов к проекту решения информация об источниках дополнительных поступлений в бюджет города не представлена.

Обращаем внимание, что из положений пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 42, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия. Право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, реализуется путём ежегодного получения части прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей. При этом порядок, размеры и сроки перечисления части прибыли для муниципальных предприятий определяются органами местного самоуправления.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 27.12.2013 № 459-V ДГ «О Положении о порядке, размерах и сроке уплаты части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и подлежащей перечислению в бюджет городского округа город Сургут» не противоречит действующему законодательству и при условии соблюдения требований, отражённых в части 30 решения Думы города Сургута от 25.12.2019 № 538-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут на 2020 год и плановый период 2021 — 2022 годов» (часть 32 проекта решения Думы города «О бюджете городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2021 год и плановый период 2022 – 2023 годов») может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.

 

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                               В.И. Жуков

 


[1] Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» (далее – «Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий»).