ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009
№ 604-IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»

«14» декабря 2020 г.                                                   № КСП-01-17-103

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, и на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ «О положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (далее — проект решения).

Проектом решения предлагается внести изменение в часть 2 статьи 10 решения Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ[1], дополнив перечень имущества муниципальной казны, подлежащий отражению в бухгалтерской отчетности уполномоченного муниципального учреждения, следующими объектами:

— автомобильные дороги и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью с учетом элементов обустройства автомобильных дорог, а также объекты недвижимого имущества: проезды, тротуары, путепроводы, мосты, разворотно-стояночные площади, парковки, сети ливневой (дождевой) канализации, ливневые коллекторы, сети инженерного обеспечения, гидротехнические сооружения (плотины), автомобильные эстакады, линии наружного электроосвещения, линии связи (телефонные линии), и движимого имущества объектов улично-дорожной сети (далее – Имущество).

По результатам проведенной экспертизы проекта решения установлено следующее.

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ[2] автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Элементами обустройства автомобильных дорог признаются сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п.5 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно пояснительной записке[3] к проекту решения «в настоящее время автомобильные дороги и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, закреплены на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» (далее – МКУ «ДДТиЖКК», Учреждение).

Кроме того в материалах к проекту решения указано, что «закрепляемые за учреждением автомобильные дороги и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, являются дорогами общего пользования и предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, то есть пользователями автомобильных дорог являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения, в то время как право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет учреждению в отношении закрепленного за ним имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом».

Из пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) следует, что право оперативного управления имуществом прекращается в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Полномочия по принятию решения об изъятии имущества из оперативного управления муниципального учреждения являются исключительным полномочием собственника имущества – муниципального образования.

Как следует из положений пункта 2 статьи 296 ГК РФ, части 2 статьи 6 решения Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ собственник имущества — Администрация города — вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным учреждением. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Планируемые изменения в решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ направлены на обеспечение «возможности отражения автомобильных дорог и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью в бухгалтерской отчетности уполномоченного муниципального учреждения», и, следовательно, возможности проведения процедуры изъятия указанного Имущества из оперативного управления МКУ «ДДТиЖКК» и отражения в составе имущества казны муниципального образования.

Согласно статье 215 ГК РФ казну муниципального образования составляет имущество, не закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Устава города Сургута[4] права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной Уставом муниципального образования городской округ город Сургут, настоящим Положением, иными актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1 статьи 10 решения Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ имущество, составляющее муниципальную казну, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию и подлежит отражению в бухгалтерской отчетности (реестродержателя либо уполномоченного муниципального учреждения) и учету в реестре муниципального имущества.

Порядок бухгалтерского учета имущества казны муниципального образования определен положениями Инструкции № 157н[5]. Системное толкование положений пунктов 94, 95, 145, 381 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н позволяет сделать вывод, что учет имущества муниципальной казны производится органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного имущества.

При этом ведение учета имущества казны муниципального образования может осуществляться казенным муниципальным учреждением, созданным в целях реализации полномочий органа местного самоуправления[6] и наделенным в порядке статьи 10 решения Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ полномочием по учету имущества муниципальной казны.

Согласно пункту 145 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования в части имущества муниципального образования определяется документом учетной политики органа, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Порядок ведения учета объектов нефинансовых активов имущества казны муниципального образования городской округ город Сургут закреплен в учетной политике Администрации города, утвержденной распоряжением Администрации города от 25.09.2020 № 1477.

В настоящее время организация учета и движения муниципального имущества жилищно-коммунального хозяйства, составляющего казну муниципального образования, а также учет и содержание на балансе объектов имущества муниципальной казны закреплены за МКУ «Казна городского хозяйства» (пункты 3.1, 3.2 Устава МКУ «Казна городского хозяйства»[7]).

Обращаем внимание, что в Уставе МКУ «ДДТиЖКК» [8] аналогичные цели и виды деятельности в части учета и содержания на балансе имущества муниципальной казны не предусмотрены. В связи с чем, в случае принятия рассматриваемого проекта решения необходимо внести изменения в учредительные документы МКУ «ДДТиЖКК».

В дальнейшем организацию содержания, ремонта, капитального ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог местного значения общего пользования в границах городского округа город Сургут планируется осуществлять также Учреждением посредством осуществления основного вида деятельности по решению вопросов местного значения, предусмотренного в пункте 3.1. раздела 3 Устава МКУ «ДДТиЖКК».

Согласно пояснительной записке к проекту решения принятие рассматриваемого проекта решения «не повлечет дополнительных расходов» и «в случае перевода дорог с учетом технологических элементов, входящих в состав дороги, из оперативного управления в состав имущества казны экономия бюджетных средств в год составит ориентировочно 174 млн. рублей». Экономия бюджетных средств планируется в результате исключения из объектов налогообложения налогом на имущество организаций автомобильных дорог и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью в связи с их планируемым учетом в составе имущества муниципальной казны.

Отмечаем, что согласно сведениям, размещенным на официальном портале Администрации города[9], в реестр муниципального имущества включены парки, скверы, также как и автомобильные дороги предназначенные для неограниченного круга лиц и закрепленные на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями.

Учитывая вышеизложенное, в целях оптимизации расходов бюджетных средств предлагаем Администрации города рассмотреть возможность включения в перечень имущества муниципальной казны, подлежащего отражению в бухгалтерской отчетности уполномоченного муниципального учреждения не только Имущества, указанного в рассматриваемом проекте решения, но и, например, парков, скверов, объектов благоустройства, включенных в реестр муниципального имущества.

На основании вышеизложенного, полагаем, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении.

 

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                     В.И. Жуков

 

Афризонова Ксения Владимировна
52-80-07

Ванеева Елена Викторовна
52-83-60


[1] Решение Думы города Сургута от 07.10.2009 № 604-IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (далее — решение Думы города Сургута от 07.10.2009
№ 604-IV ДГ).

[2] Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

[3] Пояснительная записка комитета по управлению имуществом Администрации города к проекту решения (далее – пояснительная записка к проекту решения).

[4] Устав городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятый решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[5] Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н).

[6] В соответствии со ст.6 ГК РФ казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

[7] Распоряжение Администрации города от 27.12.2018 № 2415 «Об утверждении устава муниципального казенного учреждения «Казна городского хозяйства» в новой редакции» (далее – Устав МКУ «Казна городского хозяйства»).

[8] Распоряжение Администрации города от 21.11.2011 № 3443 «Об утверждении устава муниципального казенного учреждения «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» (ред.26.08.2020, далее – Устав МКУ «ДДТиЖКК»).

[9] http://admsurgut.ru/rubric/22796/Reestr-municipalnogo-imuschestva.