Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.09.2012 № 238-V ДГ «О дорожном фонде муниципального образования городской округ город Сургут»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 27.09.2012 № 238-V ДГ
«О дорожном фонде муниципального образования городской округ
город Сургут»

11 февраля 2021 года                                                 № КСП-01-17-8

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утвержденным решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведенной экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 27.09.2012 № 238-V ДГ «О дорожном фонде муниципального образования городской округ город Сургут» (далее — проект решения).

Согласно пояснительной записке проект решения подготовлен с целью совершенствования порядка формирования и использования дорожного фонда муниципального образования городской округ город Сургут (далее – Порядок, порядок формирования и использования дорожного фонда), исключения дублирующих норм, а также оптимизации структуры Порядка.

По результатам экспертизы установлено, что проектом решения предлагается внести изменения в решение Думы города от 27.09.2012 № 238-V ДГ[1] и приложение к нему, а именно:

— в наименовании и пунктах 1, 2 решения Думы города слова «муниципального образования городской округ город Сургут» заменить словами «города Сургута» согласно изменениям, внесённым в Устав города Сургута[2];

— порядок формирования и использования дорожного фонда изложить в новой редакции, с учётом уточнения наименования муниципального образования, приведения отдельных статей по аналогии с нормами постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.07.2013 № 249-п[3], а также исключения дублирующих норм, уточнения наименований статей и отдельных формулировок.

В соответствии с пунктом 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации объём бюджетных ассигнований дорожного фонда утверждён частью 17 решения о бюджете на 2021-2023 годы[4] в сумме 2 823,3 млн. рублей[5] на 2021 год, 1 787,9 млн. рублей – на 2022 год, 1 986,5 млн. рублей –на 2023 год в размере не менее прогнозируемого объёма доходов бюджета от источников формирования дорожного фонда, установленных частью 3 статьи 2 приложения к решению Думы города от 27.09.2012 № 238-V ДГ (таблица).

таблица

Информация о бюджетных ассигнованиях дорожного фонда города Сургута и источников его финансирования на 2021-2023 годы

 

№ п/п

Наименование

2021 год

2022 год

2023 год

 

Бюджетные ассигнования дорожного фонда, в том числе по источникам финансирования:

2 823,3

1 787,9

1 986,5

1.

Акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации

44,9

48,2

48,2

2.

Транспортный налог

213,7

214,8

216,0

3.

Государственная пошлина за выдачу органом местного самоуправления городского округа специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемая в бюджеты городских округов

1,7

1,7

1,7

4.

Платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам местного значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов

12,3

12,3

12,3

5.

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольные пожертвования

0,0

0,0

0,0

6.

Межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов

984,5

273,3

273,3

7.

Иные источники бюджета города

1 566,2

1 237,6

1 435,0

Результаты экспертизы показывают, что существенных изменений порядка формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда проектом решения не предлагается. По-прежнему источниками формирования бюджетных ассигнований дорожного фонда, предлагаемыми частью 2 статьи 2 Порядка, будут являться:

1) акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в пределах нормативов отчислений в бюджет города, установленных законом Ханты-Мансийского автономного округа на очередной финансовый год и плановый период);

2) транспортный налог (в пределах нормативов отчислений в бюджет города, установленных законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – ХМАО-Югра) о межбюджетных отношениях в ХМАО-Югре);

3) государственная пошлина за выдачу органом местного самоуправления городского округа специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

4) платежи, уплачиваемые в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам местного значения транспортными средства, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

5) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольные пожертвования.

При этом прямо Бюджетным кодексом Российской Федерации в качестве источников формирования дорожного фонда предусмотрены только первые два:

— акцизы на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона ХМАО-Югры от 10.11.2008 № 132-оз[6] дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла устанавливаются исходя из зачисления в местные бюджеты 10 %  налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа от указанного налога.

Приложением 4 к Закону ХМАО-Югры от 26.11.2020 № 106-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» для города Сургута норматив отчислений утверждён в размере по 0,7365 % ежегодно. Решением о бюджете на 2021-2023 годы объем поступлений по данному виду налога утвержден в сумме 44,9 млн. рублей на 2021 год, по 48,2 млн. рублей ежегодно на 2022-2023 годы (строка 1 таблицы);

— транспортный налог, зачисляемый в бюджет города по нормативу 20 % в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 132-оз. Решением о бюджете на 2021-2023 годы объем поступлений по данному виду налога утвержден в сумме 213,7 млн. рублей на 2021 год, 214,8 млн. рублей на 2022 год, 216,0 млн. рублей на 2023 год (строка 2 таблицы).

Таким образом, в структуре источников формирования бюджетных ассигнований дорожного фонда два вышеуказанных налога составляют всего 9,2 % в 2021 году, 14,7 % в 2022 году, 13,3 % в 2023 году от общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда.

Перечень следующих трёх источников предлагается утвердить в виде иных поступлений, предусмотренных абзацем пятым пункта 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Объём таких поступлений в соответствии с утвержденным бюджетом на 2021-2023 годы составит по 14,0 млн. рублей ежегодно (сумма строк 3, 4, 5 таблицы).

Пунктом 3 статьи 2 приложения к проекту решения предусмотрено, что «дополнительными источниками формирования бюджетных ассигнований дорожного фонда являются межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иные источники бюджета города в объёме, необходимом для финансового обеспечения деятельности по направлениям, указанным в части 2 статьи 3 настоящего Порядка». Следует отметить, что перечень направлений бюджетных ассигнований дорожного фонда, предлагаемых проектом решения, по сравнению с утвержденным решением Думы города от 27.09.2012 № 238-V ДГ не изменился.

Согласно решению о бюджете на 2021-2023 годы объём межбюджетных трансфертов составит (строка 6 таблицы):

— на 2021 год в сумме 984,5 млн. рублей (или 34,9 % от общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда);

— на 2022 год – 273,3 млн. рублей (или 15,3 % от общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда);

— на 2023 год – 273,3 млн. рублей (или 13,8 % от общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда).

Значительную долю в источниках формирования бюджетных ассигнований дорожного фонда занимают «иные источники бюджета города» в 2021 году в размере 55,5 % или в сумме 1 566,2 млн. рублей, в 2022 году – 69,2 % или в сумме 1 237,6 млн. рублей, в 2023 году – 72,2 % или в сумме 1 435,0 млн. рублей (строка 7 таблицы). Поскольку порядок расчета объёма бюджетных ассигнований дорожного фонда за счет «иных источников бюджета города» не установлен, то объём «иных источников» определяется как разность между планируемыми расходами бюджета по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» и суммой источников финансирования, указанных в строках 1-6 таблицы. Учитывая положения бюджетного законодательства, полагаем, что «иные источники бюджета города» будут формироваться за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета города, при этом порядок расчета, перечень, размеры либо другие показатели «иных источников бюджета города», направляемых на формирование дорожного фонда, проектом решения не установлены.

К сведению, решением Думы Сургутского района[7] в качестве иных источников формирования бюджетных ассигнований дорожного фонда утверждены в том числе «не более 5% от налоговых и неналоговых доходов бюджета района», решением Думы города Нижневартовска[8] – «доходы бюджета города от налога на доходы физических лиц в размере не более 25 %».

Отмечаем, что проектом решения вносятся изменения в отдельные части постановляющей части решения Думы города от 27.09.2012 № 238-V ДГ и при этом остается без изменений часть четвертая, предусматривающая распространение решения Думы города на правоотношения, возникшие с 01.01.2012. C целью исключения рисков неоднозначного толкования норм решения Думы города в правоприменительной практике, Контрольно-счетная палата города предлагает рассмотреть целесообразность включения в проект решения нормы о вступлении его в силу.

Контрольно-счетная палата города считает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 27.09.2012 № 238-V ДГ «О дорожном фонде муниципального образования городской округ город Сургут» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции с учетом информации и предложения, изложенных в настоящем заключении.

И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты города                                  И.А. Дубровина

Афризонова К.В. 52-80-07

Бережная Л.А. 52-83-63

Ванеева Е.В. 52-83-60


[1] Решение Думы города от 27.09.2012 № 238-V ДГ «О дорожном фонде муниципального образования городской округ город Сургут» (далее – решение Думы города от 27.09.2012 № 238-V ДГ).

[2] Решение Думы города от 11.01.2021 № 695-VI ДГ «О внесении изменений в Устав муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

[3] Постановление Правительства ХМАО — Югры от 12.07.2013 № 249-п (ред. от 28.02.2020) «О Порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

[4] Решение Думы города от 22.12.2020 № 686-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2021 год и плановый период 2022 — 2023 годов» (далее — решение о бюджете на 2021-2023 годы).

[5] Здесь и далее по тексту для удобства восприятия бюджетные ассигнования отражены в единицах измерения «млн. рублей».

[6] Закон ХМАО-Югры от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 132-оз).

[7] Решение Думы Сургутского района от 26.09.2012 № 242 «О создании дорожного фонда муниципального образования Сургутский район».

[8] Решение Думы города Нижневартовска от 14.09.2012 № 271 «О муниципальном дорожном фонде городского округа город Нижневартовск» (вместе с «Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда города Нижневартовска»).