МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма»
13 мая 2021 г. № КСП-01-17-23
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается внести следующие изменения в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ:
— уточнить наименование муниципального образования городской округ Сургут в соответствии с Уставом города[1];
— исключить из констатирующей части неактуальную редакцию Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ[2];
— часть 2 дополнить нормой, предусматривающей право органа местного самоуправления по разработке, утверждению (одобрению) и реализации муниципальных программ развития туризма, что соответствует положениям статьи 3.3 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ[3] (в редакции от 09.03.2021);
— из части 2 исключить слова «на территории городского округа город Сургут» в связи с отсутствием (согласно пояснительной записке к проекту решения) необходимости дополнительного уточнения территории реализации соответствующих прав муниципального образования городской округ Сургут, что не противоречит положениям Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ.
Финансово-экономическая экспертиза проекта решения Контрольно-счетной палатой города не осуществлялась, поскольку в пояснительной записке и представленных материалах не содержится информация о возможном увеличении бюджетных ассигнований, связанных с внесением вышеуказанных изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ.
Вместе с тем, обращаем внимание на следующее.
Согласно действующей редакции части 2 решения Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ реализация права на участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, а также мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне предусматривается при проведении данных мероприятий на территории городского округа город Сургут (подпункт 4 части 2).
Исключение из части 2 решения Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ формулировки «на территории городского округа город Сургут» изменяет пределы реализации прав, предусмотренных подпунктом 4 части 2 решения Думы города, так как предусматривает право органов местного самоуправления на участие в организации и проведении международных мероприятий, мероприятий на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровнях, как на территории города Сургута, так и за его пределами.
Таким образом, в отличие от действующей редакции решения Думы города, предлагаемая в проекте решения редакция первого абзаца части 2 решения Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ предполагает возможность расходования средств местного бюджета на участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне при проведении данных мероприятий за пределами территории муниципального образования городской округ Сургут.
Следовательно, в случае принятия Думой города проекта решения в представленной редакции, может произойти увеличение действующих расходных обязательств или может возникнуть новый вид расходного обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации «если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».
Действующая редакция решения Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ содержит норму, определяющую источник финансирования нового вида расходного обязательства, но не содержит порядок исполнения расходного обязательства. В связи с чем, рекомендуем Администрации города разработать такой порядок.
Кроме того, отмечаем, что в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ организация и проведение всероссийских и межрегиональных мероприятий, направленных на поддержку приоритетных направлений развития туризма, относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма.
Согласно статье 3.2 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ организация и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации.
Участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском и межрегиональном уровне относится к правам органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации.
На основании пункта 4.1 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
Статьей 7.1 Устава города предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в случае принятия Думой города решения о реализации соответствующего права.
Соответственно, принятие решения о расширении направлений реализации прав по созданию благоприятных условий для развития туризма, а также участии органа местного самоуправления в реализации права на участие в осуществлении государственных полномочий, в частности организации и проведения международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, межмуниципальных мероприятий в сфере туризма, как на территории муниципального образования городской округ Сургут, так и за его пределами, относится к компетенции Думы города и зависит от возможностей бюджета города.
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма» может быть рассмотрен Думой города с учетом информации и предложения, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной
палаты города Сургута В.И. Жуков
Бакина Лариса Александровна
52-83-83
Ванеева Елена Викторовна
52-83-60
[1] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятый решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (в ред. от 22.03.2021) (далее – Устав города).
[2] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
[3] Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ).