МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
на создание благоприятных условий для развития туризма»
28 мая 2021 г. № КСП-01-17-34
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на создание благоприятных условий для развития туризма» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается:
1) реализовать право органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на создание благоприятных условий для развития туризма за счёт средств бюджета города путём:
— реализации мер по развитию приоритетных направлений развития туризма на территории муниципального образования, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;
— содействия созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории муниципального образования, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
— организации и проведения мероприятий в сфере туризма на муниципальном уровне;
— участия в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне;
— содействия в создании и функционировании туристских информационных центров на территории муниципального образования;
— разработки, утверждения (одобрения) и реализации муниципальных программ развития туризма;
2) признать утратившими силу решения Думы города[1], принятые ранее в целях реализации права органов местного самоуправления на создание условий для развития туризма.
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
Туристская деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ[2]. В статье 3.1 указанного Федерального закона перечислены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма, в статье 3.2 – полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации. В статье 3.3 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ содержится перечень прав органов местного самоуправления.
Статьей 7.1 Устава города[3] предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа в соответствии с Федеральным законом
от 06.10.2003 № 131-ФЗ[4], в случае принятия Думой города решения о реализации соответствующего права.
На основании пункта 4.1 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий».
Следовательно, принятие решения о реализации права, не отнесённого к вопросам местного значения городского округа, является компетенцией Думы города.
Отмечаем, что права, указанные в проекте решения и предлагаемые к реализации органами местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, соответствуют перечню прав, приведённому в статье 3.3 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ. При этом каждое из перечисленных в законе прав является самостоятельным и может быть реализовано как отдельно, так и вместе с другими правами в случае принятия Думой города соответствующего решения.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации «если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».
На основании части 2 проекта решения Администрация города вправе создавать благоприятные условия для развития туризма за счёт средств бюджета города. Вместе с тем, на сегодняшний день отсутствует порядок исполнения расходных обязательств, возникших в результате принятия решения Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ. То есть ни в представленном проекте решения, ни в каком-либо другом муниципальном правовом акте не определено каким образом должны реализовываться указанные выше права, а именно:
— какие меры должны быть предприняты Администрацией города (какие действия совершены) для развития приоритетных направлений туризма (социального, детского, самодеятельного);
— какие конкретные действия Администрации города (какое содействие) будут способствовать созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории муниципального образования, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
— в чём будет выражаться участие Администрации города при организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне;
— какие действия Администрации города должны совершаться при содействии в создании и функционировании туристских информационных центров на территории муниципального образования.
Таким образом, в целях соблюдения положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации рекомендуем в проекте решения предусмотреть нормы, определяющие порядок исполнения указанных расходных обязательств.
Финансово-экономическая экспертиза проекта решения Контрольно-счетной палатой города не осуществлялась, поскольку согласно пояснительной записке принятие проекта решения не повлечёт за собой возникновения новых расходных обязательств муниципального образования и не требует наличия финансово-экономического обоснования.
Учитывая, что проект решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на создание благоприятных условий для развития туризма» рассмотрен Думой города в представленной редакции, Контрольно-счетная палата города полагает, что предложение, изложенное в настоящем заключении, может быть учтено Думой города при последующем внесении изменений.
Председатель Контрольно-счетной
палаты города Сургута В.И. Жуков
Бакина Лариса Александровна (тел. 52-83-83)
[1] Решение Думы города Сургута от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма» (далее – решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ); решение Думы города Сургута от 02.10.2017 № 168-VI ДГ «О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма».
[2] Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ).
[3] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принятый решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав города).
[4] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).