МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ
«О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений
города Сургута»
« 23 » июня 2021 г. № КСП-01-17-39
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного[1] проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается внести изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» «в целях приведения отдельных положений в соответствие с законодательством Российской Федерации» (из пояснительной записки к проекту решения).
Согласно пояснительной записке внесение изменений не влечет за собой выделение дополнительных бюджетных ассигнований.
Проект решения одобрен Сургутской городской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (решение от 15.06.2021 № 10/21), а также прошёл антикоррупционную экспертизу (заключение от 11.06.2021).
По результатам экспертизы установлено следующее.
1. Проектом решения предлагается внести следующие изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее – решение Думы города № 639-V ДГ):
— в констатирующей части решения слова «городской округ город Сургут» заменить словами «городской округ Сургут»;
— в пункте 2 части 10 приложения 1 к решению Думы города № 639-V ДГ слова «комитету культуры и туризма» заменить словами «комитету культуры».
Указанные изменения соответствуют Уставу муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, принятому решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД, решению Думы города от 01.03.2011 № 862-IV ДГ «О структуре Администрации города» (в редакции от 29.03.2021).
2. Проектом решения предлагается часть 7 приложения 1 к решению Думы города № 639-V ДГ изложить в иной редакции. При этом в ходе экспертизы не представилось возможным определить, предлагается ли проектом решения осуществить замену единовременной выплаты социальной поддержки молодым специалистам на единовременную выплату работникам при первичном трудоустройстве по специальности (направлению подготовки) либо исключить одну выплату и включить другую выплату. Следовательно, с точки зрения бюджетного законодательства затруднительно определить, предлагается ли проектом решения изменение действующего расходного обязательства либо принятие нового расходного обязательства и, следовательно, сложно провести финансово-экономическую экспертизу проекта решения и оценить соблюдение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Однако полагаем необходимым отметить, что по своему экономическому содержанию единовременная выплата работникам при первичном трудоустройстве по специальности (направлению подготовки) идентична единовременной выплате социальной поддержки молодым специалистам, так как сохраняются те же основания для получения выплат, но исключается «возрастной» критерий.
Из пояснительной записки следует, что ввиду расширения категорий получателей при применении понятия «молодой специалист», установленного Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 489-ФЗ), проектом решения предлагается исключить данное понятие из решения Думы города № 639-V ДГ с сохранением критериев, являющихся основанием для получения выплаты.
При этом, единовременная выплата работникам при первичном трудоустройстве по специальности и единовременная выплата социальной поддержки молодым специалистам являются дополнительными мерами поддержки отдельной категории граждан, не отнесенными к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенными из компетенции органов местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами ХМАО-Югры. Следовательно, проект решения подготовлен с учетом положений пункта 5 статьи 86, статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункта 48 пункта 2 статьи 31 Устава муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Справочно, городской округ Сургут не подпадает под ограничения, установленные пунктами 3, 4 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, в том числе в части ограничения права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления, так как в соответствии с приказом Департамента финансов ХМАО-Югры от 28.09.2020 № 112-о[2] он включен в перечень муниципальных образований ХМАО-Югры, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет (2017-2019 годы) превышала 5% доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями. Доля дотаций, полученных из бюджета ХМАО-Югры, и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2017 году составила 5,41 %, в 2018 году – 5,54 %, в 2019 году – 9,03 %, в 2020 году – 16,20 % (по информации департамента финансов Администрации города).
Проектом решения предлагается установить порядок исполнения расходных обязательств, что соответствует положениям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Вместе с тем, с целью единообразного подхода при расчёте единовременной выплаты предлагаем дополнить порядок следующим предложением: «Размер месячного фонда оплаты труда определяется на дату издания правового (локального) акта работодателя».
Однако при варианте замены одной выплаты на другую, подразумевая выплаты «молодым специалистам», считаем необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона № 489-ФЗ молодой специалист – это гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона № 489-ФЗ), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией. Отметим, что данное понятие используется для целей Федерального закона № 489-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации.
Следовательно, если разработчиком проекта подразумевается установление дополнительных мер поддержки именно молодым специалистам, то рекомендуем закрепить данное понятие в решении либо включить отсылочную норму. При этом обращаем внимание на следующее:
— возраст молодого специалиста Федеральным законом № 489-ФЗ ограничен «до 35 лет», в том время как в проекте решения ограничение по возрасту отсутствует;
— требования к форме обучения (очное, заочное) молодого специалиста Федеральным законом № 489-ФЗ не установлены, проектом решения предусмотрено получение образование по очной форме обучения.
Из пояснительной записки к проекту решения следует, что внесение изменений в решение Думы города № 639-V ДГ не влечёт выделение дополнительных бюджетных ассигнований.
Согласно мониторингу, представленному в составе материалов к проекту решения, в 2020 году единовременную выплату социальной поддержки молодым специалистам получили 162 человека (в основном молодые специалисты учреждений образования), а их средний возраст составил 24 года.
Отметим, что на основании положений постановлений Администрации города от 04.10.2016 № 7339[3], от 09.12.2020 № 9163[4] единовременная выплата молодым специалистам предоставляется в составе субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (не отдельной строкой). В связи с чем, в ходе экспертизы не представилось возможным установить планируемое количество получатели выплаты и, соответственно, выделенный объём бюджетных ассигнований на 2021-2023 годы.
Учитывая, что количество получателей выплаты – величина условно-прогнозируемая (нестабильная), сделать вывод о потребности в дополнительных бюджетных ассигнованиях затруднительно.
Обращаем внимание Администрации города, что единовременные выплаты социальной поддержки имеют признаки публичных нормативных обязательств, которыми согласно статье 6 Бюджетного кодекса являются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Следовательно, учитывая положения бюджетного законодательства, бюджетные ассигнования на данные цели следует планировать в составе субсидии на иные цели, а не в составе субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
В связи с исключением на основании письма Администрации города (от 17.06.2021 № 01-02-5970/1) из повестки дня июньского заседания Думы города вопроса о внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» рекомендуем Администрации города учесть информацию, изложенную в настоящем заключении, в случае подготовки аналогичного проекта решения Думы города.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Бережная Лариса Александровна, 52-83-63
Бакина Лариса Александровна, 52-83-83
[1] Письмо Думы города от 17.06.2021 исх.№ 18-02-1558/1.
[2] Приказ Департамента финансов ХМАО-Югры от 28.09.2021 № 112-о «Об утверждении перечней муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в соответствии с положениями пункта 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на 2021 год».
[3] Постановление Администрации города Сургута от 04.10.2016 № 7339 «Об утверждении порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения муниципального задания».
[4] Постановление Администрации города от 09.12.2020 № 9163 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели».