Заключение на проект решения Думы города «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов»

07 сентября 2021 г.                                                 № КСП-01-17-48

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 44 Устава города, Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы представленного проекта решения Думы города «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается согласовать полную замену дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в бюджет муниципального образования городской округ город Сургут:

— на 2022 год в размере 9,63 процента;

— на 2023 год – 6,49 процента;

— на 2024 год – 8,17 процента.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 138 Бюджетного кодекса РФ при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских округов от НДФЛ.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 3 статьи 6 Закона ХМАО-Югры от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в ХМАО-Югре» (далее – Закон № 132-оз), частью 15 статьи 3 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ.

Пунктом 2 статьи 6 Закона № 132-оз предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) состоят из двух частей, одна из которых предоставляется муниципальным районам (городским округам), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Вторая часть дотаций предоставляется муниципальным районам (городским округам) исходя из численности жителей муниципального района (городского округа) в расчете на одного жителя.

Согласно пункту 5 статьи 138 Бюджетного кодекса РФ средства, полученные городским округом по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ сверх расчётного объёма дотации изъятию в бюджет субъекта РФ не подлежат. В то же время не подлежат компенсации из бюджета субъекта РФ потери бюджета городского округа в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ниже расчётного объёма дотации.

В пояснительной записке к проекту решения департамент финансов Администрации города приводит данные анализа трансфертозамещения с учётом доведённых департаментом финансов ХМАО-Югры[1] параметров, согласно которым при условии полной замены дотации дополнительные поступления в местный бюджет в 2022 году оцениваются в размере 1 815 442,39 рубля, в 2023 году – 22 50 822,17 рубля, в 2024 году – 62 882 288,66 рубля. При этом, в 2021 году отмечается положительная тенденция поступления НДФЛ с превышением плановых назначений. Дополнительные доходы оцениваются департаментом финансов Администрации города в сумме более 119 млн. рублей[2].

Такой результат позволяет сделать вывод о возможности получения дополнительных доходов от трансфертозамещения и в плановом периоде (без учета непредвиденных колебаний в экономике Российской Федераций, ХМАО-Югры и муниципального образования городской округ Сургут и иных внешних факторов).

В соответствии со статьями 160.1, 174.1 Бюджетного кодекса РФ Администрацией города и главным администратором доходов бюджета (налоговым органом) прогнозирование (планирование) поступлений НДФЛ осуществляется исходя из оценки поступлений и индекса роста фонда заработной платы, индекса потребительских цен, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития городского округа Сургут на среднесрочную перспективу. Например, на 2021 год расчет поступлении НДФЛ осуществлён исходя из индекса роста фонда заработной платы в размере 104,2 %, индекса потребительских цен в размере 104,0 % по консервативному варианту социально-экономического развития города, предусмотренному прогнозом социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов, одобренного  постановлением Администрации города от 28.10.2020 № 7718.

Анализ поступлений НДФЛ в агрегированном виде с учётом методики планирования доходов главным администратором доходов бюджета показал, что при условии поступлений НДФЛ в 2022 году на уровне ожидаемых поступлений 2021 года с учётом прогнозируемого темпа роста заработной платы в размере 105,3 %[3] замена дотаций нормативами отчислений НДФЛ может быть оправдана (таблица).

таблица

Агрегированный анализ поступлений НДФЛ в 2021-2022 годах

№ п/п

Наименование

2021 год (прогноз)

2022 год

(ожидаемое исполнение с учётом темпа роста фонда заработной платы)

105,3 %

105,2 %

1

2

3

4

5

1

Поступления НДФЛ в местный бюджет (по нормативу 35,5%[4]), руб.

6 916 087 567,42

7 282 640 208,49

7 275 470 269,99

2

Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет ХМАО-Югры (100%), руб.

19 481 936 809,63

20 514 479 460,54

20 494 282 450,68

3

Доведённый Департаментом финансов ХМАО-Югры объем дотации, руб.

1 973 599 400,00

4

Дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, %

9,63

5

Поступление налога на доходы физических лиц  по дополнительному нормативу отчислений (строка 2 * строка 4 / 100), руб.

1 975 544 372,05

1 973 599 400,00

6

Результат трансфертозамещения в бюджет города (строка 5 — строка 3), руб.

+1 944 972,05

0,00

По данным таблицы можно сделать вывод, что «точкой безубыточности» является темп роста заработной платы на уровне 105,2 % к прогнозным поступлениям НДФЛ  в 2021 году. Вместе с тем, поступления НДФЛ в бюджет города зависят не только от темпа роста заработной платы, но и от других факторов. Например, более 340 млн. рублей не исполнены прогнозные назначения по НДФЛ в 2017 году в том числе в результате уменьшения налогооблагаемой базы вследствие сокращения количества налогоплательщиков, более 161 млн. рублей в 2020 году – в том числе в результате распространения новой короновирусной инфекции COVID-19.

Справочно, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона № 132-оз в письме Департамента финансов ХМАО-Югры от 03.09.2021 № 20-Исх-3089 обозначено, что решения представленных органов о замене, представленные после 1 октября текущего финансового года, при составлении бюджета автономного округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов не учитываются. Муниципальные образования автономного округа, не представившие решения о замене в указанный срок считаются отказавшимися от замены дотаций дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ на 2022-2024 годы.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции.

 

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                           В.И. Жуков

 

 

Бережная Лариса Александровна

52-83-63


[1] Письмо от 03.09.2021 № 20-Исх-3089.

[2] Проектом решения «О внесении изменений в решение Думы города от 22.12.2020 № 686-VI ДГ «О бюджете городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов», предлагаемым к рассмотрению на 48-ом заседании Думы города, которое состоится 15.09.2021,  предусматривается увеличение поступлений НДФЛ на 119 256 991,38 рубля в связи c фактическим поступлением в 2021 году НДФЛ больше запланированного объёма с дивидендов, выплаченных акционерам ОАО «Сургутнефтегаз» по итогам 2020 года (по данным главного администратора доходов бюджета города).

[3] По данным постановления Администрации города от 25.02.2019 № 1288 «Об утверждении бюджетного прогноза городского округа город Сургут на долгосрочный период до 2030 года».

[4] По нормативу 15 % в соответствии со статьёй 61.2 Бюджетного кодекса РФ, 20,5 % – в соответствии со статьёй 3 Закона № 132-оз.