Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города
от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального
характера работникам муниципальных учреждений города Сургута»

« 09 » ноября 2021 года                                                 № КСП-01-17-52

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее — проект решения).

Проектом решения предлагается внести следующие изменения в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-VДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее — решение Думы города):

1) в констатирующей части решения:

— слова «в редакции от 22.10.2014» исключить;

— слова «городской округ город Сургут» заменить словами «городской округ Сургут»;

2) часть 7 приложения 1 к решению изложить в иной редакции;

3) в части 10 приложения 1 к решению Думы города:

— слова «комитету культуры и туризма» в пункте 2 заменить словами «комитету культуры»;

— дополнить абзацем следующего содержания «Размер месячного фонда оплаты труда определяется на дату издания правового акта работодателя о выплате единовременного вознаграждения работникам муниципальных учреждений при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости впервые.».

В ходе экспертизы установлено следующее.

Слова «в редакции от 22.10.2014» относятся к Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Учитывая, что в период с 22.10.2014 по настоящее время в указанный Федеральный закон изменения были внесены 80 раз, исключение из констатирующей части указания на недействующую редакцию Федерального закона обоснованно.

Предлагаемые изменения решения Думы города, направленные на уточнение наименования муниципального образования и комитета культуры, обусловлены необходимостью приведения в соответствие с Уставом города[1] и решением Думы города от 01.03.2011 № 862-IV ДГ[2].

Дополнение ч. 10 решения Думы города информацией о дате, по состоянию на которую определяется размер единовременного вознаграждения работникам муниципальных учреждений при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию по старости, является конкретизирующим (уточняющим) условием, не влияет на предусмотренную возможность и условия выплаты такого вознаграждения.

В отношении предлагаемой редакции части 7 приложения 1 к решению Думы города отмечаем следующее.

Часть 7 приложения 1 регламентирует вопросы единовременной выплаты социальной поддержки молодым специалистам при первичном трудоустройстве.

Из пояснительной записки к проекту решения[3], подготовленной департаментом финансов Администрации города, следует, что в связи с введением Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» понятия «молодой специалист» расширяется категория получателей при применении данного понятия.

Сравнительный анализ понятий «молодой специалист», предусмотренных действующей редакцией решения Думы города и Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ, показал, что:

— в решении Думы города круг получателей выплаты установлен с учетом возраста — 30 лет, а в Федеральном законе — 35 лет;

— в решении Думы города закреплено условие только очного обучения, тогда как Федеральным законом форма обучения не конкретизирована;

— возможность получения выплаты решением Думы города ограничена определенным временным интервалом с момента трудоустройства.

Указанное подтверждает, что количество лиц, соответствующих в настоящее время условиям получения выплаты социальной поддержки молодым специалистам, меньше относительно введенного Федеральным законом понятия.

Согласно пояснительной записке к проекту решения, а также финансово-экономическому обоснованию (приложение к пояснительной записке), дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях составит 2 161 135,82 рублей, из них:

— 656 924,34 рублей за счет средств местного бюджета;

— 1 504 211,48 рублей за счет средств окружного бюджета (субвенция, предоставляемая департаменту образования Администрации города).

Согласно Закону ХМАО — Югры от 11.12.2013 № 123-оз[4] субвенции, предоставляемые для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, а также для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях направляются на:

— оплату труда работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, муниципальных общеобразовательных организаций;

— дополнительное профессиональное образование педагогических работников;

— приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, в том числе лицензионного программного обеспечения и (или) лицензии на программное обеспечение, расходных материалов, игр, игрушек, услуг связи в части предоставления доступа к сети «Интернет», на проведение государственной итоговой аттестации в части компенсации расходов работникам пунктов проведения экзаменов (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Отмечаем, что единовременная выплата работникам при первичном трудоустройстве является дополнительной мерой социальной поддержки отдельной категории граждан, она не связана с оплатой труда, так как не связана с выполнением работниками трудовых функций.

Ввиду ограниченного периода времени, предусмотренного на проведение экспертизы, сформировать обоснованный вывод о правомерности осуществления выплат при первичном трудоустройстве работникам муниципальных учреждений образования за счет субвенций из окружного бюджета и, соответственно, оценить прогнозируемую потребность средств местного бюджета не представляется возможным. Учитывая изложенное, Контрольно-счетной палатой города будут подготовлены и направлены соответствующие запросы в адрес Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Объем бюджетных ассигнований (дополнительная потребность) напрямую зависит от количества получателей единовременной выплаты, при этом количество получателей — величина условно-прогнозируемая, оценить потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях как на 2021 год, так и на последующие периоды, затруднительно.

Согласно устным пояснениям специалистов департамента финансов указанный в пояснительной записке объем средств определен исходя из фактических данных 2020 года – были проанализированы сведения о приеме на работу впервые сотрудников, соответствующих определению «молодой специалист», закрепленному в Федеральном законе № 489-ФЗ. В результате, в число потенциальных претендентов попали только работники казенных учреждений, подведомственных Администрации города и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных департаменту образования и комитету культуры, при этом, действие решения Думы распространяется, в том числе, на сотрудников муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта и отделу молодежной политики. Следовательно, в финансово-экономическом обосновании не учтены работники муниципальных учреждений спорта и молодежной политики, то есть потребность в средствах местного бюджета может составить сумму больше указанной.

Кроме того, обращаем внимание, что решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» принято Думой города на неопределенный период, то есть по сроку действия не ограничено[5].

Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, считаем целесообразным рекомендовать принимать расходные обязательства в виде дополнительных мер социальной поддержки ежегодно, исходя из возможностей бюджета города на соответствующий финансовый год и плановый период. В связи с чем, предлагаем рассмотреть возможность внесения изменений, в частности, в пункт 7 приложения 1 к решению Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ в части уточнения срока его действия, например, дополнив его словами «и действует до 31.12.2023[6] (или до 31.12.2024[7])».

Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учетом информации и предложения, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                            В.И. Жуков

Н.М. Бузорина
52-81-68


[1] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав города).

[2] Решение Думы города Сургута от 01.03.2011 № 862-IV ДГ «О структуре Администрации города» (далее – решение Думы города от 01.03.2011 № 862-IV ДГ).

[3] Пояснительная записка к проекту решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 24.12.2014 № 639-VДГ «О выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений города Сургута» (далее – пояснительная записка к проекту решения).

[4] Закон ХМАО — Югры от 11.12.2013 № 123-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в области образования и о субвенциях местным бюджетам для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» (далее – Закон ХМАО-Югры от 11.12.2013
№ 123-оз).

[5] Пункт 5 решения Думы города от 24.12.2014 № 639-V ДГ: «Настоящее решение вступает в силу с 01.01.2015».

[6] Период определен в рамках действующего трехлетнего бюджетного периода 2021-2023 годов.

[7] С учетом проводимой в настоящее время работы по формированию проекта бюджета города на период 2022-2024 годов.