МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на участие в осуществлении молодежной политики в части содействия трудоустройству молодых граждан, организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте до 35 лет включительно, испытывающих трудности в поиске работы»

«17» февраля 2022 г.                                                 № КСП-01-17-6

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы проекта решения Думы города «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на участие в осуществлении молодёжной политики в части содействия трудоустройству молодых граждан, организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан в возрасте до 35 лет включительно, испытывающих трудности в поиске работы» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается реализовать право муниципального образования городской округ Сургут на участие органов местного самоуправления в организации временного трудоустройства молодых граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан в возрасте до 35 лет включительно, испытывающих трудности в поиске работы (далее – право), путём:

- создания рабочих мест на базе муниципальных организаций;

- организации приёма на работу в муниципальные организации молодых граждан;

- организации взаимодействия с предприятиями и организациями города по вопросам создания рабочих мест для молодых граждан;

- обеспечения сопровождения, контроля, безопасности трудовой деятельности молодых граждан, трудоустроенных на рабочие места, созданные на базе муниципальных организаций.

Согласно констатирующей части проект решения разработан в соответствии с частью 4.1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ[1], пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона № 1032-1[2], Федеральным законом № 489-ФЗ[3], Уставом города[4].

В ходе экспертизы проекта решения установлено следующее.

1. Пункт 1 статьи 7.2 Федерального закона № 1032-1 предусматривает право на участие органов местного самоуправления в организации и финансировании мероприятий в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в статье 7.1-1 данного Федерального закона.

Одним из таких полномочий в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7.1-1 Федерального закона № 1032-1 является организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации (далее – организация временного трудоустройства), которая осуществляется путём оказания государственной услуги в соответствии с Федеральным государственным стандартом, утверждённым приказом Минтруда России от 12.02.2013 № 58н[5].

Согласно приказу Минтруда России от 12.02.2013 № 58н реализация полномочия по организации временного трудоустройства представляет собой определённые административные процедуры (действия), которые в частности включают:

1) сбор и анализ информации о возможности организации временного трудоустройства граждан;

2) отбор работодателей для организации временного трудоустройства граждан;

3) подготовку проекта договора об организации временного трудоустройства граждан между государственным учреждением службы занятости населения и работодателем;

4) заключение договора;

5) внесение в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о свободных рабочих местах (вакантных должностях) для временного трудоустройства граждан на основании заключенного договора и другие.

Следовательно, реализация права, предусмотренного проектом решения, должна осуществляться путём оказания государственной (муниципальной) услуги посредством совершения определённых административных процедур (действий), аналогичных тем, что перечислены в Федеральном государственном стандарте.

Указанные в части 3 проекта решения пути реализации права по созданию рабочих мест на базе муниципальных организаций, организации приёма на работу в муниципальные организации молодых граждан, обеспечению сопровождения, контроля, безопасности трудовой деятельности молодых граждан, трудоустроенных на рабочие места, созданные на базе муниципальных организаций, не соответствуют административным процедурам, перечисленным в федеральном государственном стандарте, и, следовательно, не могут осуществляться на основании пункта 1 статьи 7.2 Федерального закона № 1032-1.

Кроме того, создание рабочих мест на базе муниципальных организаций, организация приёма на работу в муниципальные организации молодых граждан, обеспечение сопровождения, контроля, безопасности трудовой деятельности молодых граждан, трудоустроенных на рабочие места, созданные на базе муниципальных организаций, в соответствии с трудовым законодательством является обязанностью конкретного работодателя, для исполнения которой не требуется принятие муниципального правового акта о реализации права.

Таким образом, ссылка в констатирующей части проекта решения на пункт 1 статьи 7.2 Федерального закона № 1032-1 является необоснованной, а пути реализации права по созданию рабочих мест на базе муниципальных организаций, организации приёма на работу в муниципальные организации молодых граждан, обеспечению сопровождения, контроля, безопасности трудовой деятельности молодых граждан, трудоустроенных на рабочие места, созданные на базе муниципальных организаций, являются избыточными.

Отмечаем, что организация взаимодействия с предприятиями и организациями города по вопросам создания рабочих мест для молодых граждан относится к праву органа местного самоуправления по реализации дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения, направленных на привлечение трудовых ресурсов, предусмотренному пунктом 3 статьи 7.2 Федерального закона № 1032-1.

Учитывая изложенное, предлагаем:

- в констатирующей части проекта решения слова «пунктом 1 статьи 7.2» заменить на слова «пунктом 3 статьи 7.2»;

- исключить из части 3 проекта решения пути реализации права по созданию рабочих мест на базе муниципальных организаций, организации приёма на работу в муниципальные организации молодых граждан, обеспечению сопровождения, контроля, безопасности трудовой деятельности молодых граждан, трудоустроенных на рабочие места, созданные на базе муниципальных организаций, как являющиеся прямой функцией работодателя и не требующие принятия решения Думы города.

2. Согласно части 2 проекта решения финансовое обеспечение реализации права планируется осуществлять «за счёт средств бюджета городского округа в пределах утверждённых Администрацией города бюджетных ассигнований на соответствующий год и плановый период, а также за счёт внебюджетных источников».

Финансово-экономическое обоснование к проекту решения не представлено.

В пояснительной записке к проекту решения указано, что потребность в дополнительных материальных и иных затратах отсутствует.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации «если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».

Также отмечаем, что словосочетание «в пределах утверждённых Администрацией города бюджетных ассигнований» является некорректным, поскольку бюджетные ассигнования утверждаются решением Думы города.

Предлагаем Администрации города:

- разработать и утвердить порядок реализации права, предусмотренного проектом решения;

- в части 2 проекта решения словосочетание «в пределах утверждённых Администрацией города бюджетных ассигнований» заменить на словосочетание «в пределах бюджетных ассигнований, утверждённых в бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на участие в осуществлении молодёжной политики в части содействия трудоустройству молодых граждан, организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан в возрасте до 35 лет включительно, испытывающих трудности в поиске работы» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                          В.И. Жуков

Бакина Лариса Александровна, тел. 52-83-83

Бузорина Наталья Михайловна, тел. 52-81-68

Ванеева Елена Викторовна, тел. 52-83-60


[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

[2] Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 1032-1).

[3] Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 489-ФЗ).

[4] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав города).

[5] Приказ Минтруда России от 12.02.2013 № 58н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» (далее – Приказ Минтруда России от 12.02.2013 № 58н, Федеральный государственный стандарт).