Заключение на проект решения Думы города «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки из средств местного бюджета»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«Об установлении дополнительной меры социальной поддержки из
средств местного бюджета»

«02» сентября 2022 года                                               № КСП-01-17-49

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, по результатам экспертизы проекта решения Думы города «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки из средств местного бюджета» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается:

1) установить с 01.01.2023 предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде возмещения расходов за съем жилья собственникам или нанимателям жилых помещений, расположенных на территории городского округа Сургут, пострадавших в результате пожара или паводка, за счёт средств бюджета города;

2) установить размер дополнительной меры социальной поддержки 100% расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения, но не более 15 000 рублей в месяц.

Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки утверждается муниципальным правовым актом Администрации города.

Согласно пояснительной записке к проекту решения, принятие данной социальной меры связано с отсутствием необходимого количества маневренного жилищного фонда, что не даёт возможности оперативно обеспечивать жильём граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона № 131-ФЗ[1] органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из подпункта 48 пункта 2 статьи 31 Устава городского округа[2] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан отнесено к компетенции Думы города. Следовательно, дополнительные меры поддержки гражданам устанавливаются решением Думы города.

2. Дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан как публичные обязательства, возникшие в соответствии со статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеют особый порядок утверждения и исполнения. Учитывая принцип безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами, при формировании расходной части бюджета города следует предусматривать в достаточном объеме бюджетные ассигнования на реализацию мер дополнительной поддержки.

Согласно проекту решения реализацию дополнительной меры социальной поддержки предлагается осуществлять за счёт средств местного бюджета с 01.01.2023, срок реализации не ограничен. При этом, исходя из представленного финансово-экономического обоснования расчёт расходов произведён на один год, примерные затраты на возмещение расходов по найму жилых помещений на 2023 год составят 1 440 000,00 рублей (8 семей[3]*15 000,00 рублей*12 месяцев). На плановый период 2024 и 2025 годов расчёты не представлены.

3. В наименовании проекта решения отсутствуют категории получателей и вид меры социальной поддержки.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 7 Требований к подготовке и оформлению проектов решений Думы города[4] наименование проекта решения должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, чётким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования.

В связи с чем, предлагаем уточнить наименование проекта решения, например, «О дополнительной мере социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка» или иным образом уточнить формулировку наименования проекта решения.

4. В пункте 2 проекта решения отражено, что «размер дополнительной меры социальной поддержки составляет 100% расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилого помещения, но не более 15 000 рублей в месяц и осуществляется не более 12 месяцев». Отметим, что данная формулировка не позволяет определить, что будет осуществляется не более 12 месяцев – «размер» или «дополнительная мера социальной поддержки».

Кроме того, общепринято, что меры социальной поддержки должны быть направлены на борьбу с бедностью, с применением принципов адресности и нуждаемости в предоставлении социальной помощи. Вследствие чего, предлагаем уточнить категорию получателей дополнительной меры социальной поддержки в части предоставления вышеуказанной меры гражданам, не имеющим в собственности иных жилых помещений.

С целью совершенствования юридической техники предлагаем постановляющую часть проекта решения изложить, например, в следующей редакции:

«1. Установить дополнительную меру социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату стоимости найма (поднайма) жилых помещений гражданам, зарегистрированным и проживавшим в городе Сургуте в жилых помещениях, ставшими непригодными для проживания вследствие пожара или паводка, и не имеющим иного жилого помещения в собственности, в размере 100 % оплаты стоимости найма (поднайма) жилого помещения, но не более 15 000 рублей в месяц. Оказание дополнительной меры социальной поддержки в виде возмещения расходов осуществляется не более 12 месяцев с начала её предоставления.

2. Администрации города:

— разработать и утвердить порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной частью 1 настоящего решения;

— обеспечить финансирование предоставления дополнительной меры социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, утверждённых в бюджете городского округа Сургут.

3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 01.01.2023.».

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки за счёт средств местного бюджета» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.

И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты города                                      И.А. Дубровина

Шаева Жанна Александровна
52-82-01

Егоров Виталий Сергеевич
52-83-82


[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[3] Согласно финансово-экономическому обоснованию в 2021 году в связи с утратой жилья в результате пожара было предоставлено гражданам 8 маневренных жилых помещений.

[4] Постановление Председателя Думы города Сургута от 10.11.2008 № 46 «О подготовке и оформлении проектов решений Думы города» (далее — Требования к подготовке и оформлению проектов решений Думы города).