Заключение на проект решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении»

15 сентября 2022 года                                                 № КСП-01-17-53

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается:

1) установить за счёт средств местного бюджета дополнительную меру социальной поддержки студентам, заключившим с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, в том числе принятым на обучение не на условиях целевого приема, в форме материального стимулирования (стипендии в размере 1 000 рублей в месяц) в период обучения;

2) Администрации города разработать порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки.

Проектом решения предусмотрено вступление в силу с 01.09.2023, срок действия дополнительной меры социальной поддержки не установлен.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона № 131-ФЗ[1] органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту 48 пункта 2 статьи 31 Устава городского округа[2] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан отнесено к компетенции Думы города. Следовательно, дополнительные меры поддержки гражданам устанавливаются решением Думы города.

2. Дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан как публичные обязательства, возникшие в соответствии со статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеют особый порядок утверждения и исполнения. Учитывая принцип безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами, при формировании расходной части бюджета города следует предусматривать в достаточном объеме бюджетные ассигнования на реализацию мер дополнительной поддержки.

Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

В соответствии с проектом решения реализацию мер дополнительной поддержки предлагается осуществлять за счёт средств местного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, утверждённых в бюджете города. Согласно пояснительной записке к проекту решения, установление дополнительной меры социальной поддержки за счет средств местного бюджета потребует выделения дополнительных ассигнований:

— на 2023 год в объеме 40 000 рублей (с 01.09.2023);

— на 2024 год в объеме 160 000 рублей;

— на 2025 год в объеме 280 000 рублей;

— на 2026 год в объеме 400 000 рублей;

— на 2027 год в объеме 460 000 рублей.

Кроме того, проектом решения предусмотрено поручить Администрации города разработать порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки. Таким образом, установлен источник и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, что соответствует пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Таким образом, с целью соблюдения положений бюджетного законодательства Администрации города при составлении проекта бюджета городского округа Сургут на 2023-2025 годы необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на обеспечение дополнительной меры социальной поддержки в полном объёме.

3. Проектом решения предлагается установить дополнительную меру социальной поддержки студентам, заключившим договор о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, в том числе принятым на обучение не на условиях целевого приема.

Полагаем, что формулировка части 1 проекта решения может создавать трудности в процессе правоприменительной практики, поскольку в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствуют понятия: «обучение на условиях целевого приема», «обучение не на условиях целевого приема».

Для устранения указанной неоднозначности толкования, предлагаем конкретизировать категорию лиц, которым планируется предоставлять дополнительную меру социальной поддержки в виде стипендии, в соответствии с действующим законодательством.

При подготовке настоящего заключения в рабочем порядке от специалистов департамента образования Администрации города поступила информация о планируемом исключении в установленном порядке из части 1 проекта решения формулировки: «в том числе принятыми на обучение не на условиях целевого приема».

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки студентов, заключивших с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, договор о целевом обучении» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции, с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                         В.И. Жуков

Иваницына Ольга Раисовна 52-80-03

Ванеева Елена Викторовна 52-83-60


[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.