Заключение на проект решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу:
город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12,
по договорам найма жилых помещений»

«20» марта 2023 г.                                                    № КСП-01-17-13

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании экспертизы проекта решения Думы города «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений» (далее — проект решения).

Проектом решения предлагается:

1. Установить с 01.01.2023 по 31.12.2025 предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде частичного освобождения от оплаты инвестиционных расходов (включая доходность собственных инвестиционных расходов) для многодетных семей, зарегистрированных и проживающих в жилых помещениях наемного дома социального использования по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, и заключивших договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или договоры найма жилых помещений, в следующих размерах:

1) 47,76 рублей за один квадратный метр общей площади жилого помещения для многодетных семей, заключивших договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

2) 119,40 рублей за один квадратный метр общей площади жилого помещения для многодетных семей, заключивших договоры найма жилых помещений.

2. Обязать Администрацию города утвердить порядок предоставления указанной дополнительной меры социальной поддержки.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан на основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Установление за счёт средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан согласно подпункту 48 пункта 2 статьи 31 Устава города[1] относится к исключительной компетенции Думы города.

Дополнительную меру социальной поддержки планируется предоставлять в виде снижения платы за наём жилых помещений, утверждённой постановлением Администрации города Сургута от 13.02.2017 № 799[2] (далее – плата), путём «частичного освобождения от оплаты инвестиционных расходов (включая доходность собственных инвестиционных расходов)» в вышеуказанных размерах.

Отмечаем, что согласно решению Думы города Сургута от 04.12.2019 № 519-VI ДГ[3] предоставление аналогичной дополнительной меры социальной поддержки осуществлялось с 01.01.2020 по 31.12.2022.

Предоставление данной меры социальной поддержки позволит снизить размер платы указанных категорий многодетных семей по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования с 187,19 до 139,43 руб./кв. м общей площади жилого помещения в месяц или на (-) 25,5%, по договорам найма жилых помещений, соответственно, с 330,47 до 211,07 руб./кв.м или на (-) 36,1%.

Данная мера социальной поддержки согласно проекту решения будет предоставляться в случае, если среднедушевой доход многодетной семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Согласно представленной к проекту решения пояснительной записке департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута (далее – ДИЗО) сумма недополученных в бюджет города доходов составит 99 990,33 рублей в месяц или 1 199 884,03 рубля в год[4].

В соответствии с информацией, изложенной в пояснительной записке, покрытие выпадающих доходов бюджета предлагается за счёт увеличения плановых назначений по статье «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов», что не в полной мере согласуется с нормами бюджетного законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета города планируются на основании методик прогнозирования доходов, утверждённых соответствующими главными администраторами доходов бюджета города в соответствии с Общими требованиями к таким методикам, установленными Правительством Российской Федерации[5]. Общими требованиями предусмотрены методы прогнозирования доходов, а также возможность корректировки доходов текущего года с использованием данных о фактических поступлениях доходов за истекшие месяцы этого года.

В соответствии с методикой прогнозирования ДИЗО[6], являющегося главным администратором доходов бюджета города по статье «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов», объем таких доходов рассчитывается исходя из фактических отчётных данных о поступивших доходах за два года, предшествующих году составления прогноза. Методика прогнозирования ДИЗО не предусматривает оснований корректировки в течение финансового года бюджетных назначений по данному виду доходов.

Фактические поступления по данной статье доходов на 01.03.2023 составили 8 775,52 тыс. рублей или 16% плановых назначений (54 624,72 тыс. рублей), сверхплановые поступления отсутствуют.

Вместе с тем, пунктом 8 распоряжения Администрации города от 07.02.2023 № 348 о мерах по реализации решения Думы города о бюджете[7] определено, что муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, сокращающие доходную базу, принимаются и реализуются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет города и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям бюджета города после внесения соответствующих изменений в решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» (далее – решение о бюджете города).

Учитывая изложенное, в целях реализации пункта 8 распоряжения Администрации города от 07.02.2023 № 348 предлагаем Администрации города определить и представить в Думу города (до даты проведения 16-го заседания Думы города) информацию об источнике дополнительных поступлений в бюджет города или статье бюджета города, подлежащей сокращению, а также в случае принятия проекта решения внести соответствующие изменения в решение о бюджете города.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом предложений и информации, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                          В.И. Жуков

Егоров Виталий Сергеевич
52-83-82

Рогаченко Вероника Сергеевна
52-83-76


[1] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 N 425-III ГД.

[2] Постановление Администрации города Сургута от 13.02.2017 № 799 «Об установлении размеров платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и найма жилых помещений, расположенных в наемном доме социального использования по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12».

[3] Решение Думы города Сургута от 04.12.2019 № 519-VI ДГ «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях наемного дома по адресу: город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 12, по договорам найма жилых помещений».

[4] Расчёт произведён исходя из общей площади жилых помещений (1 591,1 кв.м), занимаемых 22 многодетными семьями в наёмном доме социального использования.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Общие требования).

[6] Приказ ДИЗО от 29.08.2022 № 129 (далее – методика прогнозирования ДИЗО).

[7] Распоряжение Администрации города от 07.02.2023 № 348 «О мерах по реализации решения Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» (далее – распоряжение Администрации города от 07.02.2023 № 348).