Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 28.06.2007 № 233-IV ДГ «О Положении о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях города Сургут»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменения в решение Думы города от 28.06.2007 № 233-IV ДГ
«О Положении о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в органах
местного самоуправления, муниципальных учреждениях города Сургут»

20 марта 2023 г.                                                        № КСП-01-17-14

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 28.06.2007 № 233-IV ДГ «О Положении о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях города Сургут» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается внести в решение Думы города от 28.06.2007 № 233-IV ДГ «О Положении о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях города Сургут» изменение, устанавливающее норму о выплате процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы вне зависимости от стажа работы лицам, работающим по наиболее востребованным должностям, профессиям (специальностям). При этом, полномочие по утверждению перечня таких должностей предлагается закрепить за Главой города.

Кроме того, проектом решения предусмотрено распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.

Проект решения одобрен Сургутской городской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (решение от 06.03.2023 № 5/23).

По итогам проведения экспертизы проекта решения и представленных вместе с ним материалов, а также дополнительно поступивших по запросу Контрольно-счетной палаты города, установлено следующее.

Из совокупности норм статей 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что размер процентной надбавки к заработной плате, выплачиваемой работникам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений за счет средств местного бюджета, и порядок её выплаты может устанавливаться органами местного самоуправления. Таким образом, проект решения не противоречит нормам трудового законодательства.

Из пояснительной записки к проекту решения следует, что основанием для его подготовки является вступление в силу с 01.01.2023 изменений Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.12.2004 № 76-оз[1] в части установления процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в государственных органах и государственных учреждениях автономного округа по наиболее востребованным должностям, профессиям (специальностям), в полном размере с первого дня работы независимо от трудового стажа.

Статьей 9 Закона ХМАО — Югры от 09.12.2004 № 76-оз определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа могут использовать положения настоящего Закона при установлении гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, работающих в муниципальных органах и муниципальных учреждениях.

Проект решения содержит нормы, аналогичные Закону ХМАО — Югры от 09.12.2004 № 76-оз, и подготовлен с учётом проведения органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мониторинга исполнения перечня поручений Губернатора автономного округа – Югры от 10 февраля 2023 года по итогам прямого эфира «Экономика Югры: инфраструктурные, инвестиционные проекты и развитие территорий»[2].

Предложения Контрольно-счетной палаты города по уточнению редакции констатирующей и резолютивной частей проекта решения в ходе проведения настоящей экспертизы были отработаны в рабочем порядке и учтены Администрацией города в таблице поправок.

Пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Пунктом 8 распоряжения Администрации города от 07.02.2023 № 348 «О мерах по реализации решения Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» установлено, что муниципальные правовые акты органов местного самоуправления городского округа Сургут, влекущие дополнительные расходы за счет средств бюджета города, а также сокращающие доходную базу, принимаются и реализуются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет города Сургута и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям бюджета города Сургута после внесения соответствующих изменений в решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов».

Согласно пояснительной записке финансовое обеспечение расходов в случае принятия решения будет осуществляться либо в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, либо за счет средств субвенций или субсидий, полученных из бюджета ХМАО-Югра (в муниципальных дошкольных, общеобразовательных учреждениях). В материалах к проекту решения также представлено финансово-экономическое обоснование на сумму 8 277 250,22 рубля из расчёта на 37 человек. Из устных пояснений департамента финансов Администрации города следует, что расчёт выполнен по результатам анализа фактического наличия работников органов местного самоуправления и подведомственных муниципальных учреждений (казенных, бюджетных, автономных), получающих процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях менее 50 %.

Учитывая положения действующего законодательства и муниципальных правовых актов в части формирования годового фонда оплаты труда органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, полагаем, что в случае принятия решения существуют риски дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях для отдельных получателей бюджетных средств (органов местного самоуправления, казенных учреждений), так как на основании пункта 9.3.1.5 порядка и методики планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных приказом департамента финансов Администрации города от 14.08.2018 № 08-ПО-203/18-0, объем расходов на оплату труда для лиц, не замещающих должности муниципальной службы и исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, работников муниципальных казенных учреждений, определяется на основе штатных расписаний, утвержденных в установленном порядке на дату предоставления расчетов бюджетных ассигнований, с учетом фактического уровня доплат и надбавок, установленных на дату предоставления расчетов бюджетных ассигнований по замещенным должностям, и не выше среднего уровня доплат и надбавок по вакантным должностям. Следовательно, при вышеуказанном порядке расчета годового фонда оплаты труда в случае принятия решения, предусматривающего увеличение процентной надбавки, потребуются дополнительные бюджетные ассигнования. Однако, предполагаем, что потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях может быть обеспечена за счет наличия вакантных должностей либо экономии по фонду оплаты труда. В отсутствие анализа использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда работников органов местного самоуправления и казенных учреждений, сделать однозначный и объективный вывод о достаточности/недостаточности бюджетных ассигнований для реализации проекта решения не представляется возможным.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 28.06.2007 № 233-IV ДГ «О Положении о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях города Сургут» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учетом поправок и информации, изложенной в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                           В.И. Жуков

Бережная Лариса Александровна, 52-83-63

Ромаданова Алла Петровна, 52-81-76


[1] Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.12.2004 № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее — Закон ХМАО — Югры от 09.12.2004 № 76-оз).

[2] Подпункт «а» пункта 2 Перечня содержит поручение, из которого возникает необходимость принятия муниципальными образованиями автономного округа правовых актов, устанавливающих лицам, работающим в муниципальных учреждениях по наиболее востребованным должностям, профессиям (специальностям), с 1 января 2023 года процентную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы независимо от трудового стажа.