МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604–IV ДГ
«О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности»
«17» апреля 2023 года № КСП-01-17-16
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604–IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (далее – проект решения).
Проектом решения предлагается внести изменения в решение Думы города от 07.10.2009 № 604–IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (далее — решение Думы города от 07.10.2009 № 604–IV ДГ), дополнив:
— основанием передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование юридическим и физическим лицам в целях реализации муниципальными образовательными организациями образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— льготной категорией лиц (ссудополучателей), освобождаемой от обязанности несения расходов по коммунальному и эксплуатационному обслуживанию переданного в безвозмездное пользование имущества, а также возмещению расходов бюджета города на оплату коммунальных услуг и содержание общедомового имущества, а именно: «некоммерческие организации, осуществляющие на территории города Сургута деятельность сертифицированных ресурсных центров».
В соответствии с Требованиями к подготовке и оформлению проектов решений Думы города[1], изложение содержания решения должно быть исключающим возможность его двусмысленного толкования (пункт 10 статьи 1).
Согласно пункту 12 статьи 1 Требований к подготовке и оформлению проектов решений Думы города слова и словосочетания в тексте проекта решения используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.
Данная норма согласуется с положениями подпункта «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов[2], согласно которой, в проекте нормативного правового акта должны использоваться устоявшиеся термины и категории.
Понятия «ресурсный центр», «сертификация ресурсных центров», «некоммерческие организации, осуществляющие на территории города Сургута деятельность сертифицированных ресурсных центров» в федеральном законодательстве, законодательстве Ханты-Мансийского автономного округа Югры, муниципальных правовых актах города Сургута отсутствуют.
При этом, в письме Минэкономразвития России от 12.12.2017 № 35706-ОФ/Д01и[3] вышеуказанные понятия используются применительно к муниципальным ресурсным центрам, которые обычно существуют либо как независимые негосударственные коммерческие организации (или территориальные подразделения регионального независимого ресурсного центра), либо как муниципальные учреждения (или их подразделения), имеющие статус социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере.
Кроме того, письмо Минэкономразвития России не содержит рекомендаций о проведении обязательной или добровольной сертификации таких ресурсных центров.
Отмечаем, что понятия «ресурсный центр», «сертифицированный ресурсный центр» содержатся в:
— «Стандарте[4] деятельности ресурсного центра в сфере развития социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих (волонтерских) объединений, креативных сообществ, реализации инициативных проектов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее-Стандарт), подготовленном Фондом «Центр гражданских и социальных инициатив Югры»[5];
— «Порядке сертификации организаций на соответствие региональному стандарту деятельности ресурсного центра в сфере развития социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих (волонтерских) объединений, креативных сообществ, реализации инициативных проектов в Ханты — Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Порядок), разработанном Фондом.
Таким образом, вышеуказанный Стандарт и Порядок не являются нормативными правовыми актами. При этом, сертификация, регламентированная в Порядке, является добровольной.
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города предлагает рассмотреть целесообразность уточнения в проекте решения Думы города наименования новой льготной категории лиц (ссудополучателей), освобождаемой от обязанности несения расходов по коммунальному и эксплуатационному обслуживанию переданного в безвозмездное пользование имущества, а также возмещению расходов бюджета города на оплату коммунальных услуг и содержание общедомового имущества либо дать определение специальному термину, исключающему затруднительность его понимания, в порядке, предусмотренном в пункте 13 статьи 1 Требований к подготовке и оформлению проектов решений Думы города.
В пояснительной записке к проекту решения в качестве финансового-экономического обоснования проектируемых положений, указанных в пункте 1.2 части 1 проекта решения Думы города, указаны расходы на коммунальные услуги Региональной ассоциации некоммерческих организаций ХМАО-Югры в сумме 472 080,00 рублей за период 2021-2022 годы.
Отмечаем, что представленная информация о расходах за два года (2021-2022 годы) Региональной ассоциации некоммерческих организаций ХМАО-Югры, не может являться финансово-экономическим обоснованием к данному проекту решения так как не отражает возможные расходы бюджета города на три года (2023-2025 годы), а также не содержит информации о количестве «некоммерческих организаций, осуществляющих на территории Сургута комплекс организационных, консультационных, методических услуг социально ориентированным некоммерческим организациям и гражданам в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности и социальной активности, в том числе, по вопросам реализации инициативных проектов, социальных проектов и программ в соответствии с задачами социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и с целью повышения общественно полезной занятости населения», которые, учитывая принцип добровольности, могут быть сертифицированы в Порядке, разработанном Фондом «Центр гражданских и социальных инициатив Югры».
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604-IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» может быть рассмотрен Думой города с учетом информации и предложения, изложенных в настоящем заключении.
Председатель
Контрольно-счетной палаты города В.И. Жуков
Ванеева Елена Викторовна
52-83-60
Шаева Жанна Александровна
52-82-01
[1] Требования к подготовке и оформлению проектов решений Думы города, утвержденных постановлением Председателя Думы города от 10.11.2008 № 46 (с изменениями) (далее — Требования к подготовке и оформлению проектов решений Думы города).
[2] Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
[3] Письмо Минэкономразвития России от 12.12.2017 № 35706-ОФ/Д01и «О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по содействию органам местного самоуправления в организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне» (далее – письмо Минэкономразвития России).
[4] Далее – Стандарт.
[5] Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» создан на основании Распоряжения Правительства ХМАО — Югры от 18.11.2016 № 608-рп «О создании некоммерческой организации Фонд «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» (далее-Фонд).