Заключение на проект решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы, направленным для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О дополнительной мере социальной поддержки гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы, направленным для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей»

04 августа 2023 года                                                   № КСП-01-17-40

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, по результатам экспертизы проекта решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы, направленным для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается установить за счёт средств местного бюджета дополнительную меру социальной поддержки гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы, направленным для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей, в виде единовременной денежной выплаты в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава городского округа[1] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан отнесено к компетенции Думы города. По вопросам осуществления своей компетенции, предусмотренной Уставом города, Дума города принимает муниципальные правовые акты в виде решений.

Проектом решения предлагается установить дополнительную меру социальной поддержки для следующей категории граждан:

— являющихся гражданами Российской Федерации;

— заключившим контракт о прохождении военной службы, направленным для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, херсонской областей;

— имеющим регистрацию по месту жительства (пребывания) в городе Сургуте.

Таким образом, в случае принятия решения в силу статей 6, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации возникает новое расходное обязательство, которое по своей природе будет являться публичным нормативным обязательством.

2. Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Из содержания части 1 проекта решения следует, что дополнительная мера социальной поддержки обеспечивается финансированием за счет средств местного бюджета, то есть источник исполнения нового расходного обязательства определён.

Частью 3 проекта решения поручается Администрации города разработать порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки.

Таким образом, требования пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации соблюдены.

3. В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утвержденного решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ, к проекту решения представлено финансово-экономическое обоснование, согласно которому для реализации решения в 2023 году потребуются средства местного бюджета на сумму 90,00 млн. рублей. Расчет выполнен на основании следующих показателей:

— 600 человек – прогнозное количество получателей выплаты в течение календарного года;

-150 000,00 рублей – фиксированный размер единовременной   выплаты одному человеку.

Поскольку частью 4 проекта решения предусмотрено, что решение вступает в силу после его официального опубликования, то исполнение нового расходного обязательства предполагается в текущем 2023 календарном году.

Согласно пункту 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В составе материалов к проекту решения представлена информация департамента финансов Администрации города, согласно которой финансирование нового расходного обязательства возможно в 2023 году в объеме 90,00 млн. рублей за счет:

1) экономии по расходам на исполнение публично нормативных обязательств путем перераспределения бюджетных ассигнований в пределах утвержденных показателей бюджета;

2)  увеличения поступлений по доходам от налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) путем внесения изменений в решение Думы города о бюджете на сентябрьском заседании Думы города. По состоянию на 01.07.2023 год темп роста НДФЛ составля ет 107% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, объем дополнительных поступлений оценивается более 200,00 млн. рублей.

Таким образом, с целью соблюдения положений пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в материалах к проекту решения предлагается определить источники обеспечения нового расходного обязательства в 2023 году.

Финансово — экономическое обоснование на обеспечение нового расходного обязательства в 2024-2025 годах к проекту решения не представлено. Согласно информации управления бюджетного учета и отчетности Администрации города обоснования бюджетных ассигнований на плановый период 2024-2025 годов будут подготовлены при условии потребности в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки.

4. Дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан как публичные нормативные обязательства, возникшие в соответствии со статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеют особый порядок утверждения и исполнения. Учитывая принцип безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами, при формировании расходной части бюджета города следует предусматривать в достаточном объеме бюджетные ассигнования на реализацию мер дополнительной поддержки.

В связи с чем, полагаем, что часть 3 проекта решения изложена некорректно, так как обязывает Администрацию города обеспечить финансирование предоставления дополнительной меры социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете городского округа Сургут. При этом в случае недостатка бюджетных ассигнований существуют риски предоставления дополнительной меры социальной поддержки не всем гражданам, заявившимся за ее получением, что не соответствует принципу безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами. Кроме того, пунктом 4 распоряжения Администрации города от 07.02.2023 № 348 «О мерах по реализации решения Думы города от 26.12.2022  № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» предписано главным распорядителям бюджетных средств обеспечить своевременное и в полном объеме исполнение публичных нормативных обязательств.

Учитывая изложенное, предлагаем уточнить часть 2 проекта решения, например, исключив слова «в пределах бюджетных ассигнований, утверждённых в бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» либо иным способом.

По информации Администрации города данное предложение учтено поправками к проекту решения.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О дополнительной мере социальной поддержки гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы, направленным для выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом информации, изложенной в настоящем заключении.

И.о. Председателя
Контрольно-счетной палаты города                                      Л.А. Бережная

Иваницына Ольга Раисовна, 52-80-03

Егоров Виталий Сергеевич, 52-83-82


[1] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав городского округа).