Информация о результатах внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Сургут за 2013 год, в том числе проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств

ИНФОРМАЦИЯ
о результатах внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Сургут за 2013 год, в том числе проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств

Контрольно-счётной палатой города проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Сургут за 2013 год, в том числе проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ, статьей 7 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, статьей 9 Положения о Контрольно-счетной палате.

Отчет об исполнении бюджета города за 2013 год представлен Главой города 31.03.2014 в срок, установленный статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ, Положением о бюджетном процессе.

Отчет об исполнении бюджета города за 2013 год представлен в составе, установленном пунктом 4 статьи 20 Положения о бюджетном процессе. Дополнительно представлена сводная бухгалтерская отчетность муниципальных бюджетных и автономных учреждений за 2013 год, иные расшифровки и пояснения.

Годовая бюджетная отчетность представлена в составе и по формам, утвержденным, приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, приказом департамента финансов от 01.07.2011 № 88.

Консолидированная бюджетная отчетность составлена на основании показателей форм бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Остаток средств на счетах бюджета в органах Федерального казначейства составил 1 189 634 018,82 рублей и соответствует данным выписки из лицевого счета № 02873030970 за 31.12.2013.

По результатам проверки бюджетной отчетности каждого ГАБС составлены соответствующие справки, которые направлены соответствующим субъектам бюджетного учета для ознакомления и подписания. Представленные ГАБС возражения к справкам по содержанию являются пояснениями и не повлияли на выводы Контрольно-счетной палаты города.

По отчету об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 2013 год основные параметры бюджета составили:

— доходы в сумме –     18 118 013,2 тыс. рублей или 97,9% годовых плановых назначений;

— расходы в сумме –   19 896 361,8 тыс. рублей или 92,6% годовых плановых расходов бюджета города;

— дефицит бюджета (превышение расходов над доходами) в 2013 году составил 1 778 348,6 тыс. рублей, а его уровень — 16,8% доходов без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений не превысил ограничений, установленных статьей 92.1 БК РФ.

По сравнению с 2012 годом доходы бюджета уменьшились на 755 036,1 тыс. рублей или на 4%. Уменьшение доходов бюджета по сравнению с 2012 годом произошло за счет уменьшения безвозмездных поступлений  на 996 734,2 тыс. рублей или на 12,3%. При этом увеличение налоговых и неналоговых доходов составило 241 698,1 тыс. рублей или на 2,2%.

Налоговые доходы в 2013 году исполнены в сумме 9 447 951,1 тыс. рублей или 99,3% от утвержденных назначений. Доля налоговых доходов бюджета составила 52,1% от общих доходов (почти каждый 2 рубль доходов бюджета в 2013 году). Основную долю в налоговых доходах составляет налог на доходы физических лиц – 74,5%, существенно ниже доля налогов на совокупный доход и налогов на имущество – 13,4% и 11,6% соответственно, и только 0,5% составляют доходы в виде государственной пошлины и сборов.

Налог на доходы физических лиц поступил в 2013 году в сумме 7 035 990 тыс. рублей. В течение 2013 года бюджетные назначения по налогу на доходы физических лиц не уточнялись. Невыполнение плановых назначений по данному налогу составило 271 714,6 тыс. рублей или на 3,7% плановых назначений. Согласно пояснительной записке неисполнение бюджетных назначений обусловлено снижением достигнутого показателя по росту совокупного фонда оплаты труда по отношению к плановому приросту, учтенному в Прогнозе социально-экономического развития (по предварительным данным прирост фонда оплаты труда по городу Сургуту в 2013 году оценивается в размере 7,2%, согласно Прогнозу социально-экономического развития города Сургута в 2013 году прирост фонда оплаты труда запланирован на уровне 9,9%). По сравнению с 2012 годом увеличение по данному доходу составило на 387 483,9 тыс. рублей или на 5,8%.

По состоянию на 1 января 2014 года недоимка по налогам и сборам составила 529 139 тыс. рублей, то есть за 2013 год увеличилась на 6 717 тыс. рублей или на 1,3% по сравнению с началом 2013 года. Основное увеличение недоимки сложилось по налогу на имущество физических лиц – на 15 991 тыс. рублей или на 22% и единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – на 4 475 тыс. рублей или на 21,8%.

Значительную долю занимает недоимка по транспортному налогу 52,1% или в сумме 275 933 тыс. рублей. Отмечаем, что в связи с внесением изменений в закон ХМАО-Югры от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в ХМАО-Югре» с 1 января 2014 года отменены поступления по транспортному налогу в доход бюджета города.

Неналоговые доходы поступили в бюджет города в сумме 1 583 542,9 тыс. рублей, что выше плановых назначений на 18 916,5 тыс. рублей (или на 1,2%). Удельный вес в общей структуре доходов бюджета составил 8,7%. По сравнению с 2012 годом неналоговые доходы уменьшились на 285 149,2 тыс. рублей или на 15,3%.

Основную долю в неналоговых доходах бюджета – 62,6% (почти 2/3 неналоговых доходов) составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Существенно ниже доля доходов от продажи материальных и нематериальных активов – 15,1% и далее по убыванию: прочие неналоговые доходы – 8,6%, доходы от уплаченных штрафов, возмещения ущерба – 7%, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 5,3%, платежи при пользовании природными ресурсами – 1,4%.

В 2013 году поступление доходов от использования имущества составило 991 449,5 тыс. рублей, плановые назначения не исполнены на 10,1% или в сумме на 111 230,6 тыс. рублей.  По сравнению с 2012 годом объем поступлений снизился на 161 494,6 тыс. рублей или на 14,0%.

В 2013 году безвозмездные поступления в бюджет города Сургута составили 7 086 519,2 тыс. рублей или 39,1% доходов бюджета. По сравнению с 2012 годом безвозмездные поступления уменьшились на 996 734,2 тыс. рублей или на 12,3% за счет уменьшения дотаций на 64,3%, субсидий – на 49,6%, иных межбюджетных трансфертов – на 64,4%. При этом возросла сумма субвенций на 8,2%.

По результатам проведенных Контрольно-счетной палатой города Сургута проверок годовой бюджетной отчетности установлено, что отражение доходов в Отчете об исполнении бюджета города Сургута за 2013 год выполнено на основании учетных данных, в полном объеме в соответствии со статьей 32 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с Решением Думы города от 26.12.2013 № 445-V ДГ дефицит бюджета утвержден в сумме 2 970 559,9 тыс. рублей, что в 2,5 раза выше первоначального уровня. При этом сбалансированность бюджета обеспечивалась в основном за счет остатков средств по состоянию на 1 января 2013 года.

Фактически бюджет города в 2013 году исполнен с дефицитом в сумме 1 778 348,6 тыс. рублей или 16,8% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, в том числе за счет следующих источников:

— изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета – на 1 673 884,1 тыс. рублей. Следует отметить, что остаток средств бюджета по состоянию на 1 января 2013 года составлял 13% плановых расходов бюджета 2012 года, на 1 января 2014 года – 5,5% плановых расходов бюджета 2013 года;

— возврата бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны в валюте РФ, – 137 999,3 тыс. рублей или 98,2% плановых назначений, где согласно отчету о погашении бюджетных кредитов неисполнение в сумме 2 577,4 тыс. рублей сложилось в основном в результате неисполнения своих обязательств СГМУСП «Северное» в сумме 2 450 тыс. рублей;

— погашения кредитов кредитных организаций в валюте РФ в сумме 33 534,8 тыс. рублей или 100% плановых назначений. Данная сумма в источниках финансирования отражается со знаком минус в связи с погашением муниципальным образованием ранее взятых кредитов.

Согласно отчету об исполнении бюджета кассовые расходы составили 19 896 361,8 тыс. рублей или 92,6% бюджетных назначений в редакции Решения Думы города от 26.12.2013 № 445-V ДГ. Неисполнение по расходам составило на сумму 1 590 109,7 тыс. рублей.

Бюджетные назначения на 100% не исполнены по 10 разделам. По разделам 06 «Охрана окружающей среды» исполнение составило 104,3% бюджетных назначений или в сумме 296 385,7 тыс. рублей и 10 «Социальная политика» — 108,3% или в сумме 1 112 872,2 тыс. рублей.

Наибольший процент неисполнения составил по разделам:

— 01 «Общегосударственные вопросы» — на 32,7 % или на сумму 701 823,9 тыс. рублей;

— 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» — на 21,7% или на сумму 619 514,1 тыс. рублей;

— 09 «Здравоохранение» — на 13,1% или на сумму 155 785,8 тыс. рублей.

По другим разделам (03, 04, 07, 08, 11, 12, 13) неисполнение составило менее 10%. Структура фактических расходов бюджета существенных изменений не претерпела, максимальный диапазон составил 3,42 процентных пункта по разделу 07 «Образование».

По информации департамента финансов основными причинами неисполнения расходов бюджета являются:

— позднее поступление межбюджетных трансфертов;

— возмещение расходов, произведенных за счёт средств местного бюджета, средствами, поступившими из бюджета автономного округа;

— сложившиеся фактические расходы менее запланированных;

— отсутствие условий (случаев) для использования бюджетных ассигнований;

— признание несостоявшимися аукционов (конкурсных процедур);

— проведение аукционов и заключение муниципальных контрактов (договоров) в конце финансового года.

На основании предоставленной департаментом по экономической политике информации по форме 1-торги экономия бюджетных средств за 2013 год по итогам размещения заказов в целом по муниципальному образованию составила 7% от начальной (максимальной) цены контрактов. В 2012 году экономия бюджетных средств по итогам размещения заказов составила 22%.

В 2013 году расходы бюджета исполнялись неравномерно. Среднеквартальный расход составил 4 974 090,5 тыс. рублей. В 1 квартале 2013 года исполнение расходов составило 60% от среднеквартального расхода или в сумме 3 001 469,7 тыс. рублей. А в 4 квартале 2013 года исполнение составило 7 276 932 тыс. рублей или 1,5 раза выше среднеквартального.

Наиболее неравномерно исполнялись расходы:

— по разделу 06 «Охрана окружающей среды» в 4 квартале 2013 года исполнение составило 60,74% расходов по разделу;

— по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство»  в 4 квартале 2013 года — 55,9% расходов по разделу;

— по разделу 09 «Здравоохранение» в 4 квартале 2013 года – 46,61% расходов по разделу.

При анализе расходной части бюджета города за 2013 год установлено следующее.

  1. Выявлены возможные риски некачественного устройства дорожного покрытия дорог, тротуаров и низкой всхожести газонных трав в связи с выполнением работ в неблагоприятный период.
  2. При утверждении бюджета в расходной части предусмотрены бюджетные инвестиции в сумме 1 444 342,2 тыс. рублей. С учетом последующих уточнений параметров бюджета объем ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства составил 3 105 369 тыс. рублей. Исполнение по расходам на инвестиции составило 2 308 862,8 тыс. рублей или 74,4% от уточненных плановых назначений. По мнению Контрольно-счетной палаты, причины неисполнения бюджетных инвестиций приводят к увеличению сроков, удорожанию стоимости строительства и, как следствие, могут содержать риски неэффективного использования бюджетных средств.
  3. По результатам анализа объёмов незавершенного капитального строительства выявлено:

3.1.      Списание расходов прошлых периодов ДАиГ на сумму 29 154,8 тыс. рублей по объекту «Общежитие для спецконтингента ИР 99/17 с инженерными сетями», что по своей сути является признанием их безрезультатными.

3.2.      Расходы, подлежащие списанию в будущих периодах в соответствии с предложениями балансодержателей, на сумму 87 710,2 тыс. рублей по следующим основаниям: в связи с отсутствием либо устареванием проектной, исходно-разрешительной, исполнительной документации, отсутствием необходимости в объекте основных средств.

3.3.      Наличие объектов по законченному строительству, фактически введенных в эксплуатацию, но не переданных на баланс эксплуатирующей организации на сумму 140 081,8 тыс. рублей.

3.4.      Исполнение в полном объеме бюджетных инвестиций требует усиления предварительного контроля на стадии планирования новых объектов капитального строительства, а также создания действенной системы мониторинга результатов реализации программ, позволяющих своевременно принимать качественные управленческие решения.

4.    В 2013 году фактические затраты сложились меньше, чем предоставленные субсидии по городским пассажирским перевозчикам ООО «Трафик» и ООО «Призвание» в связи со 100% предоплатой в декабре месяце. Отсутствие нормы о возврате средств субсидии в соответствующих муниципальных правовых актах повлекло отвлечение бюджетных средств из местного бюджета в размере 1,5 миллионов рублей.
5. Расходование средств резервного фонда Администрации города в 2013  году осуществлялось в соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ и на основании Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации города, утвержденного постановлением Администрации города от 26.12.2007 № 4312.
Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2014 в сумме 1 305 024,84 тыс. рублей не превысил верхний предел муниципального долга в сумме 1 305 035,1 тыс. рублей, утверждённый частью 19 решения Думы города от 26.12.2013 № 445-V ДГ, что соответствует требованиям статьи 107 Бюджетного кодекса РФ.

Структура муниципального долга соответствует требованиям статьи 100 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 102 Бюджетного кодекса  РФ долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим казну (по состоянию на 1 января 2014 года имущество казны составляет 23 928 140,4 тыс. рублей по данным ф. 0503320).

В ходе проверки не выявлены искажения бюджетной отчетности, имеющие существенный характер, либо явившиеся результатом преднамеренных действий или бездействий, значительно влияющих на ее достоверность. Но установлены отдельные случаи заполнения форм не в полном объеме, неточное отражение текстовых данных и другое. Вместе с тем, выявленные нарушения и недостатки не повлияли на достоверность отчета.

По результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Сургута за 213 год Контрольно-счетная палата предложила Администрации города:

  1. Заказчику провести обследование дорог, по которым проведен ремонт в 2013 году, с целью выявления некачественно выполненных работ, произведенных в неблагоприятный период, и воспользоваться гарантийными обязательствами подрядчиков, предусмотренных соответствующими муниципальными контрактами.
  2. Балансодержателям провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства с учетом требований п. 3.27 — 3.35 Методических указаний по инвентаризации № 49.
  3. Рассмотреть возможность установления в муниципальных правовых актах ответственность должностных лиц за безрезультатные расходы бюджета при предоставлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности.
  4. Завершить процедуры передачи на баланс эксплуатирующих организаций объектов капитального строительства, фактически введенных в эксплуатацию.
  5. Доработать действующие муниципальные правовые акты о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, с учётом замечаний и предложений, отраженных в настоящем заключении, в том числе рассмотреть возможность:

— закрепления механизма возврата в случае выделения субсидии в большем объеме, чем размер фактически подтвержденных затрат по субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам;

— установления меры ответственности за неверно произведённый расчёт размера субсидий.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ заключение от 29.04.2014 № 01-17-55/КСП направлено Главе города, Председателю Думы города.

 

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                                                   И.И.Володина