Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ дебиторской задолженности главных администраторов доходов бюджета городского округа город Сургут по состоянию на 01.01.2014 по неналоговым доходам бюджета»

Информация
о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ дебиторской задолженности главных администраторов доходов бюджета городского округа город Сургут по состоянию на 01.01.2014 по неналоговым доходам бюджета»

Контрольно-счётной палатой города в соответствии с пунктом 1.11 плана проведено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу дебиторской задолженности главных администраторов доходов бюджета городского округа город Сургут по состоянию на 01.01.2014 по неналоговым доходам бюджета.

Анализ проведен на основании Информации, представленной департаментом финансов Администрации города Сургута и бюджетной отчетности за 2013 год, в рамках внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2013 год главными  администраторами доходов бюджета – департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута, департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Сургута (далее – ДИиЗО), Администрацией города Сургута.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено:

  1. Общая сумма дебиторской задолженности на 01.01.2014 по неналоговым доходам составила 884 072,0 тыс. руб. (с учетом сумм переплат), что по сравнению:

—      с 01.01.2013 больше на 131 296 тыс. руб., или на 17,4%;

—      с 01.01.2013 больше на 131 296 тыс. руб., или на 17,4%;

2.    Изменения структуры дебиторской задолженности на 01.01.2014 по сравнению с  01.01.2013 по срокам возникновения следующие:

—      дебиторская задолженность более 3-х лет уменьшилась на сумму 56 113,7 тыс. руб., или на 25%. Удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности уменьшился до 18,5% с 29%;

—      дебиторская задолженность от 3-х месяцев до 3-х лет увеличилась на сумму 103 227,7 тыс. руб., или на 26,6%. Удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности увеличился до 55,6% с 51,5%;

—      дебиторская задолженность до 3-х месяцев увеличилась на сумму 84 182,0 тыс. руб., или на 58%. Удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности увеличился до 25,9% с 19,5%.

3.    Неналоговые доходы за 2013 год составили 1 709 454,9 тыс. руб., что по сравнению:

—      с 2012 годом больше на 17 328,9 тыс. руб., или на 1,0%;

—      с 2011 годом меньше на 147 918,4 тыс. руб., или на 8%.

4.    Из начисленных сумм в 2013 году:

—      по договорам в размере 1 882 662,7 тыс. руб. оплата произведена в размере 1 665 735,4 тыс. руб., или на 88,5%, что указывает на возникновение дебиторской задолженности за 2013 год (дополнительно к имеющейся ранее задолженности);

—      пени (штрафы) в размере 26 504,8 тыс. руб. оплата произведена в размере 43 701,5 тыс. руб., или на 164,9%, что указывает на исполнение обязательств текущего года и ранее начисленных штрафных санкций.

5.    Списана дебиторская задолженность, признанная нереальной к взысканию:

—      в 2012 году в сумме 78 568,2 тыс. руб.;

—      в 2013 году в сумме 41 096,0 тыс. руб.

Из Информации следует, что потери бюджета в виде недополученных доходов в 2014 году могут составить 42 116,5 тыс. руб. от списания дебиторской задолженности, признанной нереальной к взысканию на 01.01.2014.

Из анализа Информации и отчетности за 2013 год следует, что принимаемые меры по снижению дебиторской задолженности не достаточны из-за отсутствия положительной динамики по её снижению.

6.    Главными администраторами доходов бюджета города на недостаточном уровне проводятся оперативные мероприятия по взысканию дебиторской задолженности на стадии ее образования до 3-х месяцев. По просроченной задолженности и вынесенным судебным решениям обязательства остаются не исполненными по причине отсутствия у должников имущества, на которое можно обратить взыскание, отсутствия должника по юридическому адресу.

7.    Решение проблемы несовершенства существующего программного обеспечения в ДИиЗО не рассматривается путем частичной модернизации существующего программного комплекса имеющимися возможностями управления связи и информатизации Администрации города, МКУ «Информационный центр «АСУ-город».

8.    Для результативности и эффективности претензионной работы в части уведомительной работы не используется возможность доступа специалистам Администрации города по претензионной работе к базе ЕГРЮЛ для рассылки уведомлений на адреса актуальных выписок ЕГРЮЛ (имеется данная возможность только у ДИиЗО).

9.    В рамках реализации муниципальной программы ДИиЗО «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на 2014-2016 годы» не предусмотрены мероприятия по снижению дебиторской задолженности для исполнения плановых назначений по администрируемым доходам.

В заключение КСП от 02.12.2013 №01-17-208/КСП на проект программы указывалось на отсутствие такого мероприятия.

10.  Установлены расхождения по суммам дебиторской задолженности, нереальным к взысканию на конец отчетного периода, отраженным в Информации и бюджетной отчетности за 2013 год ДИиЗО на сумму 34 852 612,64 рублей.

В Информации сумма 42 116 477,37 рублей включает в себя задолженность по контрагентам, в отношении которых начата процедура банкротства, а в отчетность она не включена и отражена в сумме 7 263 864,73 рублей.

В соответствии с требованиями приказа Минфина РФ от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» финансовым органом соответствующего бюджета устанавливаются критерии определения показателей, подлежащих отражению в разделе 2 Приложения формы 0503169. В связи с тем, что фактически ежегодно списывается дебиторская задолженность в разы больше, чем отражается в годовой отчетности, возникает необходимость раскрытия этой информации путем установления критерия, который позволит:

1)            применить единообразный порядок отражения дебиторской задолженности в отчетности, как и в Информации, порядок которой утвержден распоряжением Администрации города от 08.07.2013 № 2357 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на снижение дебиторской задолженности по доходам бюджета городского округа город Сургут»;

2)            выделить дебиторскую задолженность контрагентов, в отношении которых начата процедура банкротства;

3)      внешним пользователям бюджетной отчетности иметь более полную информацию о состоянии дебиторской задолженности.

На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата города рекомендовала Администрации города:

1.    Обеспечить доступ специалистам по претензионной работе к базе ЕГРЮЛ для рассылки уведомлений контрагентам о неисполнении обязательств по заключенным договорам.

2.    Принять меры по организации претензионной работы по взысканию дебиторской задолженности на ранней стадии ее образования до 3-х месяцев.

3.    Рассмотреть возможность частичной модернизации существующего программного комплекса ДИиЗО управлением связи и информатизации Администрации города, МКУ «Информационный центр «АСУ-город».

4.    Внести в муниципальную программу «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на 2014-2016 годы» дополнения, предусматривающие мероприятия по снижению дебиторской задолженности и установить соответствующий числовой показатель.

5.    Принять меры к выработке единообразного подхода к порядку отражения нереальной к взысканию дебиторской задолженности по доходам главными администраторами доходов бюджета в бюджетной отчетности и Информации.

6.    Установить дополнительный критерий показателя по дебиторской задолженности контрагентов, в отношении которых начата процедура банкротства, подлежащий раскрытию в разделе 2 Приложения формы 0503169.

 

По результатам экспертно-аналитического мероприятия подготовлен отчёт от 16.04.2014 №01-18-3/КСП, который в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ направлен в адрес Главы города и Председателя Думы города.

 

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                                               И.И. Володина