Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города

«О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ

«О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов»

12 сентября 2023 года                                                   № КСП-01-17-53

 

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов» (далее – проект решения).

По результатам экспертизы установлено следующее.

1. Проектом решения предлагается продлить действие на 2024 год дополнительной меры социальной поддержки детей-инвалидов, имеющих заболевание детский церебральный паралич, предоставляемой в форме приобретения и предоставления санаторно-курортных путёвок по типу «Мать и дитя».

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее –
Закон № 181-ФЗ), пункту 3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду[1], санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, является одним из видов реабилитационных мероприятий, гарантированных государством инвалидам за счёт средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Закона
№ 181-ФЗ).

При этом Закон № 181-ФЗ не устанавливает ограничение для предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления при наличии собственных финансовых средств вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 48 пункта 2 статьи 31 Устава муниципального образования городской округ Сургут[2] установление за счёт средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.

2. Частью 1 решения Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов» (с изменениями от 05.10.2022 № 203-VII ДГ, далее – решение Думы города № 404-V ДГ) за счёт средств местного бюджета установлены дополнительные меры социальной поддержки детей-инвалидов в форме приобретения и предоставления санаторно-курортных путёвок по типу «Мать и дитя» для лечения детей-инвалидов, включающие:

— лечение по показаниям ребёнка-инвалида;

— страхование от несчастных случаев ребёнка-инвалида;

— проживание одного ребёнка-инвалида и одного сопровождающего;

— трансфер (встреча в аэропорту или на железнодорожном вокзале и доставка до санаторно-курортной организации и обратно до аэропорта или железнодорожного вокзала) одного ребёнка-инвалида и одного сопровождающего.

Согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Часть 2 решения Думы города № 404-V ДГ содержит нормы, определяющие источник финансирования и порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки детей-инвалидов.

Так, часть 2 решения Думы города № 404-V ДГ (с учетом предлагаемых проектом изменений) обязывает Администрацию города обеспечить финансирование дополнительной меры социальной поддержки детей-инвалидов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете города на 2024 год.

Также в соответствии с частью 2 решения Думы города № 404-V ДГ предоставление дополнительной меры социальной поддержки осуществляется в порядке, утверждённом постановлением Администрации города. Данный порядок утвержден постановлением Администрации города от 17.12.2019 № 9492 «Об утверждении порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки детям-инвалидам» (с изменениями от 09.02.2023 № 729, далее – Порядок).

Согласно абзацу 2 пункта 1 раздела I Порядка путёвка включает в себя направления расходов, аналогичные направлениям расходов, указанным в решении Думы города № 404-V ДГ.

В соответствии с частью 10 статьи 38 Регламента Думы города Сургута, утверждённого Решением Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута», к проекту решения Думы в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, в которой приводится финансово-экономическое обоснование проекта в случае, когда его реализация потребует дополнительных материальных и других затрат.

Финансово-экономическое обоснование предусматривает приобретение и предоставление 42 санаторно-курортных путёвок по типу «Мать и дитя» в санаторий г. Евпатория на 21 день стоимостью 198 888,00 рублей каждая (стоимость путёвки определена на основании контракта на оказание аналогичных услуг в 2023 году).

В 2023 году между МКУ «Управление учёта и отчётности образовательных учреждений» и ООО «Тюменьзарубежтур» заключён контракт № 10/23 от 02.05.2023 (дополнительные соглашения № 1 от 12.05.2023, № 2 от 25.05.2023) на оказание услуг по организации санаторного-курортного лечения детей-инвалидов в период с мая по август 2023 года на сумму 8 353 296,00 рублей.

Согласно пункту 2.3 контракта № 10/23 от 02.05.2023 стоимость путевки включает в себя:

— проживание и питание ребенка-инвалида, а также сопровождающего его лица;

— лечение ребенка-инвалида по показаниям;

— страхование ребенка-инвалида от несчастных случаев;

— трансфер ребенка-инвалида и сопровождающего его лица (встреча в аэропорту (ж/д вокзале) и доставка до санаторно-курортной организации и обратно до аэропорта (ж/д вокзала).

Фактически в 2023 году в рамках исполнения контракта № 10/23 от 02.05.2023 детям-инвалидам были предоставлены 26 (из 42 запланированных) санаторно-курортных путевок в ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» на сумму 5 171 088,00 рублей. Согласно условиям контракта в стоимость путёвок включены услуги по питанию детей-инвалидов и их сопровождающих, что не соответствует решению Думы города № 404-V ДГ.

Учитывая, что финансово-экономическое обоснование не свидетельствует о фактическом использовании бюджетных ассигнований сформировать вывод о наличии или отсутствии неправомерного использования бюджетных средств в рамках настоящей экспертизы не представляется возможным.

В бюджете города на 2023 год[3] расходы на приобретение и предоставление санаторно-курортных путевок по типу «Мать и дитя» для лечения детей-инвалидов предусмотрены в рамках основного мероприятия «Организация отдыха и оздоровления детей, имеющих место жительства на территории города Сургута» муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года»[4] в сумме 8 395 301,70 рублей, бюджетные ассигнования на плановый период 2024 и 2025 годов не предусмотрены. Следовательно, принятие проекта решения потребует увеличения расходов бюджета города в 2024 году на сумму 8 353 296,00 рублей.

В соответствии с информацией департамента финансов Администрации города, представленной в составе материалов к проекту решения, «в проекте бюджета города на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов расходы на предоставление указанной меры социальной поддержки учтены в составе резервных средств в объёме 8 395,3 тыс. рублей на каждый год планируемого периода».

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.10.2013 № 404-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-инвалидов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учётом изложенной в настоящем заключении информации.

 

 

И.о. Председателя

Контрольно-счетной палаты города                      Л.А. Бережная

 

 

Кузьменко Анна Юрьевна

тел. (3462) 52-80-03


[1] Утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р.

[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[3] Решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2023 год и плановый период 2024 – 2025 годов» (с изменениями от 31.05.2023 № 353-VII ДГ).

[4] Утверждена Постановлением Администрации города от 13.12.2013 № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года» (с изменениями от 20.07.2023 № 3630).