МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД
«Об установлении земельного налога»
15 сентября 2023 г. № КСП-01-17-54
Настоящее заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД «Об установлении земельного налога» (далее – проект решения) подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.
Проектом решения предлагается:
1) устранить недостатки юридико-технического характера в части:
— исключения из действующего решения городской Думы (далее — решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД) положений, дублирующих отдельные нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ);
— уточнения формулировок отдельных пунктов решения городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД;
2) уточнить порядок уплаты налога налогоплательщиками-организациями путем включения отсылочной нормы на статью 397 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу», которой в числе прочего такой порядок определен;
3) дополнить раздел 5 «Налоговые льготы» пунктом 5.54, предусматривающим освобождение от уплаты земельного налога учреждений, финансовое обеспечение деятельности которых, в том числе в форме финансового обеспечения выполнения муниципального задания осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, обладающих на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными для непосредственного выполнения возложенных на них функций и осуществления поименованных в указанном пункте видов уставной деятельности в соответствии с ОКВЭД2[1] (виды деятельности в сфере образования, культуры и искусства, спорта, обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, создания и использования информационных ресурсов, благоустройства, лесохозяйственной деятельности, обработки и утилизации неопасных отходов, автодорожной деятельности и иные).
Действие указанной льготы предлагается установить с 01.01.2024.
По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.
1. Согласно статье 15, пункту 3 статьи 56 Налогового кодекса РФ земельный налог является местным, льготы по нему устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 1 статьи 7, подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 Устава города[2] установление, изменение и отмена местных налогов и сборов относится к вопросам местного значения городского округа и к компетенции Думы города.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, а также порядок уплаты налога в отношении налогоплательщиков-организаций. Кроме того, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ).
Решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД в редакции представленного проекта решения содержит все указанные положения, предусмотренные пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, предлагаемая редакция раздела 1 решения городской Думы от 26.10.2005
№ 505-III ГД при перечислении устанавливаемых данным решением норм не учитывает наличие в нормативном акте положений в части определения порядка уплаты налога налогоплательщиками-организациями.
Учитывая изложенное, предлагаем скорректировать пункт 2 части 1 проекта решения, изложив его, например, в следующей редакции:
«2) раздел 1 приложения к решению изложить в следующей редакции: «Настоящим Положением на территории муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливаются налоговые ставки земельного налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, а также порядок уплаты налога налогоплательщиками-организациями»;».
2. В соответствии с пояснительной запиской к проекту решения предусмотренная пунктом 8 части 1 проекта решения налоговая льгота вводится ввиду значительного увеличения расходов бюджета города на уплату земельного налога, а также в целях устранения встречных финансовых потоков, в том числе имеющих календарный разрыв по периоду зачисления доходов от уплаты налога в бюджет города, оптимизации расходов бюджета города на уплату земельного налога.
В 2022 году проведена оценка кадастровой стоимости земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, результаты которой утверждены приказом Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 21.11.2022 № 31-НП[3].
В результате указанной оценки кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждений, финансируемых из бюджета города, в 2023 году значительно увеличилась, что окажет влияние на размер земельного налога, уплачиваемого данными организациями, учтённого в расходной части бюджета города. Так, по данным пояснительной записки к проекту решения в целом по рассматриваемым учреждениям с учетом увеличения (уменьшения) кадастровой стоимости, поэтапного увеличения ставок земельного налога, сроков уплаты потребуется:
— в 2024 году 490,6 млн. рублей (дополнительно + 262,5 млн. рублей или 53,5% к сумме, утвержденной в действующем решении о бюджете города[4]);
— в 2025-2026 годах 605,9 млн. рублей (дополнительно + 375,8 млн. рублей или 62% к сумме, утвержденной в действующем решении о бюджете города).
Следует отметить, что земельный налог в полном объеме поступает в бюджет города, что учтено в решении о бюджете города.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом № 31-НП, в случае её увеличения по сравнению с предыдущей оценкой в силу пункта 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ учитывается в качестве объекта налогообложения начиная с 01.01.2024, в связи с чем действие налоговой льготы проектом решения предлагается установить с указанной даты.
В случае принятия проекта решения налоговая льгота будет включена в перечень налоговых расходов города и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» отнесена к категории технических налоговых расходов, так как предполагает уменьшение расходов плательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме за счет средств местного бюджета.
Анализ предлагаемой в проекте редакции решения городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД показал отсутствие в пункте 5.54 положений об объекте налогообложения, тогда как согласно данным пояснительной записки налоговую льготу предлагается применять в отношении участков, находящихся у учреждений в постоянном (бессрочном) пользовании.
Предлагаем скорректировать формулировку абзаца второго пункта 8 части 1 проекта решения, изложив его, например, в следующей редакции:
«5.54. Освобождаются от уплаты земельного налога учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых, в том числе в форме финансового обеспечения выполнения муниципального задания осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования для непосредственного выполнения возложенных на них функций и осуществления следующих видов уставной деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст: код 85.11 «Образование дошкольное», 85.12 «Образование начальное общее», 85.13 «Образование основное общее», 85.14 «Образование среднее общее», 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых», 85.41.2 «Образование в области культуры», 90.01 «Деятельность в области исполнительских искусств», 90.04 «Деятельность учреждений культуры и искусства», 90.04.1 «Деятельность концертных залов, театров, оперных зданий, мюзикхоллов, включая услуги билетных касс», 90.04.3 «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества», 91.01 «Деятельность библиотек и архивов», 91.02 «Деятельность музеев», 93.19 «Деятельность в области спорта прочая», 93.29 «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая», 63.11.11 «Деятельность по созданию 3 и использованию баз данных и информационных ресурсов», 84.25.9 «Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях прочая», 90.0 «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений», 84.11 «Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего характера», 68.32.3 «Деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества», 96.03 «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг», 81.30 «Деятельность по благоустройству ландшафта», 02.10 «Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность», 02.20 «Лесозаготовки», 38.21 «Обработка и утилизация неопасных отходов», 52.10 «Деятельность по складированию и хранению», 52.21.22 «Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей», 42.11 «Строительство автомобильных дорог и автомагистралей», 42.99 «Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки.».
3. Абзацем третьим пункта 8 части 1 проекта решения предлагается установить исключение в применении указанной выше налоговой льготы в отношении части площади земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждений и переданных в аренду.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в действующем правовом поле учреждения, финансируемые из бюджета города и использующие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе сдавать их либо их часть в аренду, в связи с чем предлагаемая норма не может найти практического применения.
Учитывая изложенное, предлагаем исключить абзац третий пункта 8 части 1 проекта решения.
4. Согласно проекту решения предлагаемые изменения, за исключением пункта 8 части 1 проекта решения вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования решения, что не противоречит требованиям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, пунктов 3, 6 статьи 57 Устава города, части 8 статьи 38 Регламента Думы города[5].
Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 № 505-III ГД
«Об установлении земельного налога» может быть рассмотрен Думой города с учётом информации и предложений, изложенных в настоящем заключении.
И. о. Председателя
Контрольно-счетной палаты города Л.А. Бережная
Рогаченко Вероника Сергеевна
52-83-76
Ромаданова Алла Петровна
52-81-76
[1] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
[2] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее – Устав города).
[3] Приказ Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО — Югры от 21.11.2022 № 31-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – приказ № 31-НП).
[4] Решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» (далее – действующее решение о бюджете города).
[5] Решение Думы города от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута».