Заключение на проект решения Думы города «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города

 «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов»

22 сентября 2023 г.                                                     № КСП-01-17-59

 

Настоящее заключение на проект решения Думы города «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов» (далее – проект решения, проект) подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.

Проектом решения предлагается согласовать полную замену дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в бюджет муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа — Югры:

— на 2024 год в размере 10,06 процента;

— на 2025 год – 7,98 процента;

— на 2026 год – 8,09 процента.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 138 Бюджетного кодекса РФ[1] при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских округов от НДФЛ. Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ устанавливаются на срок не менее трех лет. Изменение указанных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) в течение текущего финансового года не допускается.

Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 3 статьи 6 Закона ХМАО-Югры[2] от 10.11.2008 № 132-оз «О межбюджетных отношениях в ХМАО-Югре» (далее – Закон № 132-оз), частью 15 статьи 3 Положения о бюджетном процессе в городском округе Сургут ХМАО — Югры, утверждённого решением Думы города от 28.03.2008
№ 358-IV ДГ.

Согласно пункту 5 статьи 138 Бюджетного кодекса РФ средства, полученные городским округом по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ сверх расчётного объёма дотации, изъятию в бюджет субъекта РФ не подлежат. В то же время не подлежат компенсации из бюджета субъекта РФ потери бюджета городского округа в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ниже расчётного объёма дотации.

В соответствии с данными пояснительной записки к проекту решения с учётом доведённых[3] Департаментом финансов ХМАО-Югры параметров и нормативов зачислений НДФЛ в бюджет города расчетный объем дополнительных поступлений в местный бюджет в 2024 году оценивается в размере 36 144 100,93 рубля, в 2025 году – 63 863 242,99 рубля, в 2026 году – 85 370 208,89 рубля.

По данным финансового органа практика замены в 2022 году дотаций дополнительными нормативами от НДФЛ привлекла в бюджет города около 355 млн. рублей дополнительных доходов. В 2023 году отмечается положительная динамика поступления НДФЛ. Рост поступлений НДФЛ за 8 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 106 %. Кроме того, по итогам 2023 года уровень индекса роста фонда заработной платы в муниципальном образовании прогнозируется на уровне 109,8% при плановом размере 105,5%[4].

Поступление НДФЛ в консолидируемый бюджет автономного округа с территории города Сургута в 2024 году планируется Администрацией города и налоговым органом, являющимся главным администратором этих доходов, на уровне 25 778 831 086,38 рубля, что на 786 341 026,74 рубля больше прогнозируемого Департаментом финансов ХМАО-Югра уровня поступлений НДФЛ. Такой результат позволяет сделать предположение о возможности получения дополнительных доходов от трансфертозамещения и в плановом периоде.

В соответствии со статьями 160.1, 174.1 Бюджетного кодекса РФ Администрацией города и налоговым органом прогнозирование (планирование) поступлений НДФЛ осуществляется исходя из оценки поступлений и индекса роста фонда заработной платы, индекса потребительских цен, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития городского округа Сургут ХМАО-Югры на среднесрочную перспективу. На 2024 год при расчете НДФЛ учтены индекс роста фонда заработной платы в размере 106,4%, индекс потребительских цен на конец года в размере 104%.

Следует отметить, что финансовым органом и администратором доходов при расчете поступлений НДФЛ в части суммы, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 рублей, применены дополнительные нормативы отчислений в размере 8,75% в 2024 году, 6,94% в 2025 году и 7,04% в 2026 году. Указанные размеры ниже, чем предлагается утвердить проектом решения. В соответствии с устной информацией департамента финансов Администрации города расчет произведен исходя из устной информации Департамента финансов ХМАО-Югры о планируемых параметрах закона ХМАО – Югры о бюджете автономного округа на 2024-2026 годы в части дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ, иные основания отсутствуют.

Таким образом, при условии утверждения законом ХМАО – Югры о бюджете автономного округа на 2024-2026 годы дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ в различных размерах[5] (то есть так, как учтено в расчетах НДФЛ) принятое Думой города решение в редакции представленного проекта будет иметь расхождения с указанным законом автономного округа. Аналогичная ситуация сложилась и в текущем финансовом году – действующее решение Думы города от 28.09.2022
№ 182-VII ДГ «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов» имеет расхождения в части размеров дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ[6] с законом ХМАО — Югры от 24.11.2022 № 132-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Следует отметить, что в таких условиях существует риск получения иного результата трансфертозамещения, то есть поступления доходов в размере меньше расчетной дотации, например, в случае утверждения законом ХМАО – Югры о бюджете автономного округа дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ в меньшем размере, чем представлено в расчетах.

Справочно, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона № 132-оз в письме Департамента финансов ХМАО-Югры от 15.09.2023 № 20-Исх-3424 обозначено, что решения представительных органов о замене дотации, представленные после 1 октября текущего финансового года, при составлении бюджета автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов не учитываются. Муниципальные образования автономного округа, не представившие решения о замене дотации в указанный срок, считаются отказавшимися от замены дотаций дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ на 2024-2026 годы.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города с учетом информации, изложенной в настоящем заключении.

Председатель

Контрольно-счетной палаты города                                       В.И. Жуков

Рогаченко Вероника Сергеевна, 52-83-76

Ванеева Елена Викторовна, 52-83-60


[1] Здесь и далее по тексту под РФ понимается Российская Федерация.

[2] Здесь и далее по тексту под ХМАО-Югра понимается Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.

[3] Письмо от 15.09.2023 № 20-Исх-3424.

[4] Из материалов к проекту решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 26.12.2022 № 250-VII ДГ «О бюджете городского округа Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2023 год и плановый период 2024 – 2025 годов», внесенного в Думу города в сентябре 2023 года.

[5] В части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 рублей – 8,75% в 2024 году, 6,94% в 2025 году, 7,04% в 2026 году; за исключением налога в части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 рублей — 10,06% в 2024 году, 7,98% в 2025 году, 8,09% в 2026 году.

[6] В части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 рублей.