Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 08.11.2022 № 218-VII ДГ «Об утверждении Положения о предоставлении гарантий депутатам Думы города Сургута, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 08.11.2022 № 218-VII ДГ
«Об утверждении Положения о предоставлении гарантий депутатам Думы города
Сургута, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе»

«23» ноября 2023 г.                                                     № КСП-01-17-75

Настоящее заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 08.11.2022 № 218-VII ДГ «Об утверждении Положения о предоставлении гарантий депутатам Думы города Сургута, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе» (далее — проект решения) подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ.

Проектом решения предлагается внести следующие изменения в решение Думы города от 08.11.2022 № 218-VII ДГ[1]:

— расширить перечень мероприятий, связанных с осуществлением депутатской деятельности, дополнив его возможностью участия в курсах повышения квалификации;

— заменить отчёт об израсходованных средствах в связи с участием в мероприятиях с формы авансового отчета на форму заявления о расходах.

По результатам экспертизы проекта решения установлено следующее.

1. В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ[2] гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.12.2007 № 201-оз[3] лицу, замещающему муниципальную должность на непостоянной основе, уставом муниципального образования за счёт средств бюджета соответствующего муниципального образования может быть предусмотрена возможность компенсации расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, в случаях, порядке и размерах, установленных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантия компенсации расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности депутату Думы города, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, закреплена в статье 442 Устава города[4].

Поскольку конкретный перечень расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, определён в соответствии с требованиями действующего законодательства только решением Думы города от 08.11.2022 № 218-VII ДГ, его изменение (дополнение / сокращение) возможно путём внесения соответствующих изменений в него.

2. Авансовый отчёт (ф. 0504505) согласно требованиям приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н[5] применяется для учёта расчётов с подотчётными лицами.

В соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У[6] подотчётные лица — это лица, которым выданы денежные средства для оплаты товаров, работ и услуг в интересах организации.

В письме Центрального Банка Российской Федерации от 02.10.2014 № 29-Р-Р-6/7859 «О выдаче наличных денег под отчёт» указано, что подотчётными лицами могут быть любые лица, с которыми заключён трудовой либо гражданско-правовой договор.

Учитывая, что депутаты Думы города, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Устава города, не состоят в трудовых отношениях с Думой города, и, следовательно, не являются подотчётными лицами, а также то, что решением Думы города от 08.11.2022 № 218-VII ДГ предусмотрена возможность компенсации уже произведённых депутатом Думы города расходов, а не выданных ему под отчёт, применение формы авансового отчёта для компенсации расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не является обязательным.

3. Согласно таблицы поправок, представленной при проведении экспертизы проекта решения, дополнительно предлагается исключить из перечня расходов, компенсируемых депутату, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, расходы на питание во время нахождения в месте проведения мероприятия в размере 300 рублей за каждый день нахождения в месте проведения мероприятия в случае нахождения в местности, откуда депутат по условиям транспортного сообщения и характеру мероприятия имеет возможность ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства (пункт 6 части 3 статьи 2 приложения к решению).

Действующей редакцией решения Думы города от 08.11.2022 № 218-VII ДГ установлено, что при направлении депутата, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, для участия в мероприятии ему компенсируются:

1) стоимость участия в мероприятии;

2) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства, за каждые сутки (далее — суточные) в размере 500 рублей;

3) расходы по бронированию и найму жилого помещения;

4) расходы на проезд к месту проведения мероприятия и обратно, а также на оплату стоимости провоза багажа, в том числе свыше норм бесплатного провоза багажа, установленных перевозчиком, весом до 20 килограммов;

5) расходы на проезд из одного населенного пункта в другой в случае участия в мероприятиях, проводимых несколькими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, расположенными в разных населенных пунктах;

6) расходы на питание во время нахождения в месте проведения мероприятия в размере 300 рублей за каждый день нахождения в месте проведения мероприятия в случае нахождения в местности, откуда депутат по условиям транспортного сообщения и характеру мероприятия имеет возможность ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства.

Поскольку конкретный перечень компенсируемых депутату Думы города расходов, необходимых для участия в мероприятии, не определён Уставом города, исключение из перечня расходов на питание во время нахождения в месте проведения мероприятия в размере 300 рублей за каждый день нахождения в месте проведения мероприятия, не противоречит действующему законодательству.

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 08.11.2022 № 218-VII ДГ «Об утверждении Положения о предоставлении гарантий депутатам Думы города Сургута, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе» может быть рассмотрен Думой города с учётом, представленной таблицы поправок.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                          В.И. Жуков

Бузорина Наталья Михайловна
тел. (3462) 52-81-68

Егоров Виталий Сергеевич
тел. (3462) 52-83-82


[1] Решение Думы города от 08.11.2022 № 218-VII ДГ «Об утверждении Положения о предоставлении гарантий депутатам Думы города Сургута, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе» (далее — решение Думы города от 08.11.2022 № 218-VII ДГ, решение).

[2] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

[3] Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.12.2007 № 201-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

[4] Устав муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее — Устав города).

[5] Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению.

[6] Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».