Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СУРГУТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка»

05 декабря 2023 года                                                № КСП-01-17-76

Настоящее заключение подготовлено в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьёй 9 Положения о Контрольно-счетной палате города Сургута, утверждённого решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается:

1) установить дополнительную меру социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату стоимости найма (поднайма) жилых помещений гражданам, зарегистрированным и проживавшим в городе Сургуте в жилых помещениях, ставших непригодными для проживания вследствие пожара или паводка, и не имеющим иного жилого помещения в собственности (далее – выплата), в размере 100% оплаты стоимости найма (поднайма) жилого помещения, но не более 20 000 рублей в месяц для граждан составом семьи до 4 человек (включительно) и не более 30 000 рублей в месяц для граждан составом семьи 5 и более человек. Оказание дополнительной меры социальной поддержки в виде возмещения расходов осуществляется не более 12 месяцев с начала ее предоставления.

2) Администрации города обеспечить финансирование дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных проектом решения.

По результатам экспертизы проекта решения и представленных к нему материалов установлено следующее.

Согласно пояснительной записке:

  • установление новых предельных размеров выплат (не более 20 000 рублей в месяц для граждан составом семьи до 4 человек (включительно) и не более 30 000 рублей в месяц для граждан составом семьи 5 и более человек) против утверждённых (не более 15 000 рублей в месяц) производится из-за отсутствия заявок на получение вышеуказанной выплаты, вследствие её недостаточного размера.

По итогам проведенного анализа рынка жилых помещений на основании сведений сайта базы данных о недвижимости группы «ЦИАН» средняя стоимость найма в месяц:

— однокомнатной квартиры – 20 710,00 рублей;

— двухкомнатной квартиры – 35 670,00 рублей.

  • предполагаемые расходы в 2024 году для реализации обеспечения принципа безусловного исполнения обязательств перед гражданами могут составить 3 120 000,00 рублей. В проекте бюджета на очередной 2024 год и плановый период 2025-2026 годов на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 440 000,00 рублей. Этой суммы будет достаточно для выплаты компенсации 12 семьям за 5 месяцев. Учитывая тот факт, что выплата носит заявительный характер и точное количество заявителей, которые могут заявиться по факту в 2024 году неизвестно, увеличивать объем бюджетных ассигнований на 2024 года по данной статье в настоящее время не требуется. При возникновении дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях на осуществление данной выплаты с учетом фактических заявлений в 2024 году, в адрес департамента финансов будет направлено обращение на увеличение действующего расходного обязательства в соответствии с постановлением Администрации города от 13.08.2012 № 6183 «О порядке инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств».

Отмечаем, что в случае утверждения бюджетных ассигнований на вышеуказанные выплаты не в полном объёме существуют риски предоставления дополнительной меры социальной поддержки не всем гражданам, заявившимся за ее получением, что не соответствует принципу безусловного исполнения обязательств публично-правового образования перед гражданами.

Также согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Вместе с тем, проект решения не содержит источник исполнения обязательств. С целью соблюдения норм бюджетного законодательства предлагаем указать уровень бюджета, за счет которого будет осуществляться выплата дополнительной меры социальной поддержки, например, следующим образом: в части 1 проекта решения после слов «1. Установить дополнительную меру социальной поддержки» дополнить словами «за счет средств местного бюджета» либо часть 2 проекта решения дополнить словами «, за счет средств местного бюджета».

Обращаем внимание, что принятие рассматриваемого проекта решения потребует внесения изменения в действующий порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки, утвержденный постановлением Администрации города от 30.12.2022 № 10974[1]. В связи с чем, предлагаем часть 3 проекта решения изложить в следующей редакции: «3. Администрации города привести свои муниципальные правовые акты в соответствие с настоящим решением.».

Соответственно, часть 3 представленного проекта решения предлагаем считать частью 4 проекта решения и уточнить срок его вступления в силу, дополнив словами «, но не ранее 01.01.2024».

По результатам экспертизы Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 05.10.2022 № 199-VII ДГ «О дополнительной мере социальной поддержки в виде возмещения расходов на найм (поднайм) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка» может быть рассмотрен Думой города с учётом предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                           В.И. Жуков

Шаева Жанна Александровна
52-82-01

Ромаданова Алла Петровна
52-81-76


[1] Постановление Администрации города от 30.12.2022 № 10974 «Об утверждении порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на наем (поднаем) жилых помещений отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате пожара или паводка».